18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Десять мест, которые стоит посетить в Дни культурного наследия

С 11 апреля по 30 мая Департамент культурного наследия города Москвы организует бесплатные экскурсии в памятники архитектуры, куда обычно доступ ограничен

Запись на бесплатные экскурсии, приуроченные к Дням исторического и культурного наследия, открывается каждый вторник и четверг в 16:00 на сайте проекта и заполняется почти сразу. Мы выбрали десять стоящих посещения памятников.

Особняк Листа в Глазовском переулке (1898–1899)

Изначально этот образцовый памятник модерна архитектор Лев Кекушев, один из авторов гостиницы «Метрополь», построил для себя, но впоследствии продал его однофамильцу венгерского композитора, промышленнику Отто Листу, благодаря которому здание и получило свое народное имя. До революции особняк еще дважды перепродавали, а после он был национализирован и, как и многие московские дома, отдан под посольство. В постройке можно найти все элементы, присущие модерну: чередование объемов, обилие ковки и цветного декора. Автором панно над входом выступил работавший с Кекушевым над гостиницей «Метрополь» британец Вильям Валькот.

Дом Демидова в Гороховском переулке (1789–1791)

Автором проекта дворца для Ивана Демидова, одного из потомков знаменитой фамилии горнозаводчиков, ведущих родословную еще от времен Петра I, был главный московский архитектор-классицист, автор здания городской мэрии Матвей Казаков. Со второй половины XIX века там размещался Константиновский межевой институт, а потом и его наследник — Московский университет геодезии и картографии. От богатой усадьбы в доме Демидова по сей день сохранились пышные интерьеры, известные как «золотые комнаты» благодаря обилию позолоченной деревянной резьбы.

Гостиница «Ленинградская» (1949–1954)

Одна из семи сталинских высоток, над которой работал дуэт архитекторов Александра Борецкого и Леонида Полякова, первоначально задумывалась как административное здание. Примечательнее всего здесь интерьеры, вдохновленные древнерусской церковной архитектурой — за это после смерти Иосифа Сталина высотке досталось от Никиты Хрущева, с характерной для него бесцеремонностью обвинившего архитекторов в излишествах (оба автора были лишены полученной ранее Сталинской премии).

Личный особняк Шехтеля на Большой Садовой

Федор Шехтель знаменит в основном благодаря своим модерновым постройкам: особняку предпринимателя Степана Рябушинского на Малой Никитской улице (там сейчас музей Горького), особняку Александры Дерожинской с огромным окном (его уже около полувека с перерывами на реставрацию занимает дипмиссия Австралии) и многим другим. Гораздо меньше известна сдержанная и лаконичная постройка — последний из трех особняков, созданных Шехтелем для себя и своей семьи, в котором он обратился к неоклассическим мотивам. После революции особняк национализировали, он сменил нескольких владельцев, а в 1990-х стоял в запустении, так что от оригинального убранства внутри почти ничего не сохранилось.

Городская усадьба Н.А.Сумарокова — Н.А.Тюляевой

Отреставрированная в 2012 году усадьба неподалеку от Китай-города не зря носит двойное название: каждый новый владелец перестраивал ее под свои нужды, хотя большинство из них в названии и не перечислены. Самая древняя часть сооружения относится к XVII веку — на его месте находились белокаменные палаты. В середине XVIII века к ним был добавлен еще ряд пристроек, а купивший усадьбу в конце того же столетия Николай Сумароков радикально перестроил ее по плану будущего знаменитого классициста Василия Стасова, который сделал планировку более регулярной. Вариант постройки Стасова не пережил пожара 1812 года, и следующий владелец — купец Ларион Вавилов отстроил здание заново, с незначительным изменениями. Мария Честухина, владевшая усадьбой с 1850 года, добавила к главному зданию мезонин, который повлек за собой очередную переделку фасадов. В конце XIX века усадьба досталась Наталье Тюляевой, за чем последовала очередная перестройка: новая хозяйка использовала ее как доходный дом. После революции в здании располагался целый ряд советских учреждений, это не способствовало сохранности интерьеров, что, впрочем, не мешает усадьбе быть памятником сразу нескольких эпох.

Бывшая гостиница «Дрезден»

Сходить на экскурсию предлагается и в свежеотреставрированный легендарный советский ресторан «Арагви», история которого тоже уходит корнями в XVII век. Здесь под одной крышей оказалось сразу четыре памятника: открытые в 2004 году идеально сохранившиеся палаты XVII века (судя по высоким сводам, княжеские), к ним примыкают палаты XVIII столетия, выше — остатки некогда знаменитой гостиницы «Дрезден» (включенные архитектором «Арагви» Аркадием Мордвиновым в новое здание) и собственно дом, построенный одним из авторов гостиницы «Украина» в 1938 году.

Дом Тарасова на Спиридоновке (1909–1912)

Городскую усадьбу для купца Гавриила Тарасова будущий мастер сталинской архитектуры Иван Жолтовский строил с оглядкой на палаццо Тьене в Виченце, созданное любимым архитектором Жолтовского Андреа Палладио в середине XVI века. В московском варианте палладианской постройки Жолтовский не только почти без изменений перенес декор фасада, но и саму структуру палаццо с внутренним двором. Хорошо сохранились роскошно украшенные интерьеры, которые расписывали успешные театральные художники Игнатий Нивинский (в будущем автор оформления траурного зала Мавзолея Ленина) и брат Зинаиды Серебряковой Евгений Лансере.

Старый собор Донского монастыря (1591–1593)

В рамках Дней культурного наследия впервые анонсированы специальные экскурсии в собор Донской Божьей Матери, который стал первой постройкой монастыря (сейчас его называют Старым или Малым). Храм первоначально был совсем небольшим, скорее всего из-за скромной численности братии недавно основанной обители. Это единственный образец бесстолпного монастырского соборного храма XVI века, шатровую колокольню к нему пристроили гораздо позже — в 1679 году.

Усадьба думного дьяка Аверкия Кириллова (XVII в.)

Первый достоверно известный владелец палат Аверкий Кириллов был весьма успешным купцом и влиятельным государственным деятелем: в свое время он управлял Казенным приказом и Приказом Большого дворца, то есть, по сути, руководил финансами и торговлей страны. Жизнь Аверкия Кириллова закончилась печально: в 1682 году он был убит во время Стрелецкого бунта за то, что «великие взятки имал и налогу и всякую неправду чинил». Как бы то ни было, именно при Аверкии Кириллове палаты приобрели широкий размах, и по его же заказу построили соседний с ними храм Николая Чудотворца на Берсеневке. Правда, сегодняшний вид палат сложился уже позже, при Кириллове верхний этаж был деревянным и отсутствовала часть пристроек.

Чайный магазин Перлова (1891–1893, 1895–1896)

Одно из самых заметных зданий на Мясницкой было построено в 1891–1893 годах Романом Клейном по заказу торговца чаем Сергея Перлова, первоначально оно было стилизовано под Позднее Возрождение. Однако уже через пару лет, в 1895 году, фасады пришлось срочно переделывать: коронацию Николая II должен был посетить Ли Хунчжан — представитель Китая, фактически отвечавший за его внешнюю политику. Перлов хотел использовать этот визит для заключения новых контрактов на поставки чая. Тогда к проекту присоединился молодой архитектор Карл Гиппиус. Именно благодаря ему над зданием появилась пагода, на фасадах — стилизованные драконы, змеи и зонтики, а для интерьеров были заказаны материалы из Китая. Китайский сановник, правда, стараний купца не оценил и поселился у его брата — и по совместительству конкурента — Семена Перлова.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+