18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Безмолвный свидетель

№52
Материал из газеты

Испанский скульптор Жауме Пленса в рамках художественной коллаборации с домом Ruinart создал скульптуру — посвящение Тьерри Рюинару

Традиция приглашать к сотрудничеству деятелей искусства у дома Ruinart возникла больше 100 лет назад. В 1896 году уже успевший заработать имя в художественном сообществе талантливый чешский художник Альфонс Муха создал рекламный плакат, который положил начало истории коллабораций Ruinart с современными художниками. Среди них были и Пит Хейн Эйк, и Джорджиа Рассел, и Мартен Бас, и Юбер Ле Галль, и Эрвин Олаф. В 2017 году список пополнился еще одним именем — испанского скульптора Жауме Пленсы. Его работа посвящена Тьерри Рюинару — родному дяде Николя Рюинара, основателя дома Ruinart.

Монах-бенедиктинец Тьерри Рюинар принадлежал к старейшему католическому монашескому ордену, чей вклад в историю и развитие мировой культуры сложно переоценить. Школы при аббатствах обучали будущих выдающихся ученых, библиотеки при монастырях хранили бесценные книги и манускрипты, монахи вели хроники, изучали философию, искусство, литературу, медицину. Не зря лучшие больницы тогда открывались также при монастырях.

Тьерри Рюинар, хоть и посвятил свою жизнь агиографии, самой что ни на есть богословской дисциплине, был к тому же магистром искусств, увлекался литературой, языками, изучал историю родной Шампани и мировых цивилизаций, был соратником французского ученого Жана Мабильона, отца палеографии и дипломатики. Выдающиеся труды Рюинара на французском, латыни и греческом нередко становились основой для научных исследований. Чтобы воздать дань уважения его наследию, дом Ruinart обратился к каталонцу Жауме Пленсе, который, как никто другой, умеет превращать слова в произведения искусства.

Жауме Пленса родился в Барселоне в 1955 году и рос в окружении книг, их собирал его увлеченный литературой и музыкой отец. Это во многом и определило будущее мальчика. Как признается сам Пленса, он до сих пор вспоминает невероятные гравюры XVII века из отцовской коллекции с изображением круговорота жидкостей в организме и функционирования мышц. Зачарованный устройством человеческого тела, он лелеял мечту стать врачом. Правда, интерес к медицине вылился не в научный опыт, а в причудливый полет фантазии, где любовь к чтению и музыке объединилась с увлеченным изучением строения человеческого тела.

Почитатель Микеланджело, Александра Колдера и Жоана Миро, Пленса поначалу работал с утильсырьем и лишь позже перешел на железо, бронзу, медь и даже чугун, а центром своих работ сделал человека. Он стал изучать концепцию облитерации, некое «описание через отсутствие». Скульптуры, обыгрывающие связь между словами, знаками и человеком, стали его фирменным отличием, сделав одной из самых значимых фигур в современном искусстве.

Как объясняет сам Пленса, ему интересно необычное «биологическое состояние языка». Его образы мыслителей — это силуэты сложенных из символов сидящих или стоящих на коленях людей, задумчиво вглядывающихся в линию горизонта. В них буквы собираются в ячейки, объединяются в слова и тексты, принимают очертания человека, но остаются самостоятельными и при этом неотделимыми друг от друга. «Я всегда думал, что искусство тесно переплетается с жизнью, — говорит скульптор. — Связь с телом — это мощнейший стимул в моей работе». Жауме Пленса не изменил себе и в работе для Ruinart.

Для коллаборации он в течение пяти месяцев создавал скульптуру, которая, подобно виноградной лозе, будто уходит корнями в землю. Силами Пленсы многоязычные работы Рюинара были разобраны на слова, буквы и цифры. Фигура мыслителя соткана из знаков восьми разных языков: латыни, греческого, арабского, иврита, китайского, японского, русского и хинди. Резные буквы из нержавеющей стали, каждая из которых сделана вручную, пропуская через себя свет, оставляют лишь намек на черты лица Тьерри Рюинара, наполняя скульптуру энергией и силой. «Слово, как и любой материал, — это хранилище воспоминаний», — говорит художник.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+