18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Должен ли немецкий музей скрывать нацистское прошлое

№52
Материал из газеты

Проект реставрации Дома искусства в Мюнхене, задуманного Гитлером как храм «чистого» немецкого искусства, вызвал ожесточенные споры

Британский архитектор Дэвид Чипперфилд не первый раз берется за восстановление зданий культурных институций в Германии. Его реконструкцию Нового музея на Музейном острове в Берлине единодушно признали шедевром. В 2013 году архитектору доверили реконструкцию Дома искусства в Мюнхене, где сейчас располагается галерея современного искусства.

По предварительной оценке, работы обойдутся примерно в €80 млн. В планах — восстановить широкую лестницу, ведущую к фасаду здания, открыть заложенные слуховые окна, чтобы внутрь проникало больше света, а также приспособить малоиспользуемое западное крыло под проведение перформансов. Кроме того, Чипперфилд предлагает выкорчевать деревья, частично закрывающие вид на фасад музея. В итоге в его проекте многие усмотрели попытку прославления нацистской архитектуры.

«Что демократичного в уничтожении парка и выставлении этого образчика фашистского зодчества на всеобщее обозрение?» — вопрошают депутаты от Партии зеленых в баварском региональном парламенте.

«Если сравнить планы Чипперфилда с фотографиями времен нацистской эпохи, сразу становится ясно, что здание будет выглядеть точно так же. Единственное отличие — отсутствие гигантского плаката со свастикой на фасаде», — пишет берлинская газета Tagesspiegel.

При этом все единодушно признают, что реконструкция зданию необходима. С момента его открытия в 1937 году здесь проводился исключительно косметический ремонт.

Сооруженный по проекту архитектора Пауля Людвига Троста Дом искусства считается первой монументальной постройкой Третьего рейха. Окруженное рядом колонн здание возвели из природного камня в противоположность входившим тогда в моду бетонным и металлическим конструкциям. На торжественном открытии музея 18 июля 1937 года, сопровождавшемся военным парадом, Адольф Гитлер излил всю желчь на «вырожденческое» современное искусство, которое на следующий день представили на печально известной выставке в соседнем здании галереи в парке Хофгартен. С 1937 по 1944 год в Доме искусства ежегодно проходила Большая германская художественная выставка, для которой фюрер лично отбирал экспонаты, продолжая «беспощадную очистительную войну против последних у нас элементов культурного разложения».

После поражения Германии музей, чудом не пострадавший от бомбежек, был клубом американских офицеров. В конце 1940-х годов в нем проходили выставки импрессионистов и экспрессионистов, которые были восприняты как «денацификация» здания. С тех пор, по словам директора музея, куратора нигерийского происхождения 11-й Documenta Оквуи Энвезора, Дом искусства стал «одним из наиболее устойчивых символов культурной целостности». Он напоминает, что именно здесь выставлялись знаменитый антивоенный шедевр Пабло Пикассо, картина «Герника», в 1955-м и инсталляция Иозефа Бойса «Конец двадцатого века» в 1984 году. Не так давно еврейский художник Мел Бохнер передал в дар музею свою работу «Радости идиша» (2012–2015). Она состоит из списка желтых слов на идише на черном фоне, который опоясывает фасад здания как напоминание о трагическом исчезновении этого языка из немецкой культуры.

Продолжая мысль директора музея, Чипперфилд утверждает, что здание больше не заслуживает «наказания» за свое прошлое. «Дом искусства перелистнул темные страницы своей истории, и здание, в котором находится музей такого уровня, должно выполнять новые обязанности, помимо тех, которые достались ему по наследству из мрачного прошлого. Отныне музею не следует скрывать свою „вину“, надо жить с ней, вопреки ей, преодолевая ее», — заявил он в открытом письме в Architects’ Journal. Архитектор заверил, что готов обсуждать вопрос о сохранении зеленых насаждений перед зданием. Будет ли проект реставрации реализован, решит баварский парламент. Дата заседания депутатов по этому поводу пока не назначена.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+