Должен ли немецкий музей скрывать нацистское прошлое

№52, апрель 2017
№52
Материал из газеты

Проект реставрации Дома искусства в Мюнхене, задуманного Гитлером как храм «чистого» немецкого искусства, вызвал ожесточенные споры

Возможный облик Дома искусства после реконструкции с работой еврейского художника Мела Бохнера.  DAVID CHIPPERFIELD ARCHITECTS
Возможный облик Дома искусства после реконструкции с работой еврейского художника Мела Бохнера.  DAVID CHIPPERFIELD ARCHITECTS

Британский архитектор Дэвид Чипперфилд не первый раз берется за восстановление зданий культурных институций в Германии. Его реконструкцию Нового музея на Музейном острове в Берлине единодушно признали шедевром. В 2013 году архитектору доверили реконструкцию Дома искусства в Мюнхене, где сейчас располагается галерея современного искусства.

По предварительной оценке, работы обойдутся примерно в €80 млн. В планах — восстановить широкую лестницу, ведущую к фасаду здания, открыть заложенные слуховые окна, чтобы внутрь проникало больше света, а также приспособить малоиспользуемое западное крыло под проведение перформансов. Кроме того, Чипперфилд предлагает выкорчевать деревья, частично закрывающие вид на фасад музея. В итоге в его проекте многие усмотрели попытку прославления нацистской архитектуры.

«Что демократичного в уничтожении парка и выставлении этого образчика фашистского зодчества на всеобщее обозрение?» — вопрошают депутаты от Партии зеленых в баварском региональном парламенте.

«Если сравнить планы Чипперфилда с фотографиями времен нацистской эпохи, сразу становится ясно, что здание будет выглядеть точно так же. Единственное отличие — отсутствие гигантского плаката со свастикой на фасаде», — пишет берлинская газета Tagesspiegel.

Вид на здание в 1937 г. HISTORIC HAUS DER KUNST: GERMAN FEDERAL ARCHIVES
Вид на здание в 1937 г. HISTORIC HAUS DER KUNST: GERMAN FEDERAL ARCHIVES

При этом все единодушно признают, что реконструкция зданию необходима. С момента его открытия в 1937 году здесь проводился исключительно косметический ремонт.

Сооруженный по проекту архитектора Пауля Людвига Троста Дом искусства считается первой монументальной постройкой Третьего рейха. Окруженное рядом колонн здание возвели из природного камня в противоположность входившим тогда в моду бетонным и металлическим конструкциям. На торжественном открытии музея 18 июля 1937 года, сопровождавшемся военным парадом, Адольф Гитлер излил всю желчь на «вырожденческое» современное искусство, которое на следующий день представили на печально известной выставке в соседнем здании галереи в парке Хофгартен. С 1937 по 1944 год в Доме искусства ежегодно проходила Большая германская художественная выставка, для которой фюрер лично отбирал экспонаты, продолжая «беспощадную очистительную войну против последних у нас элементов культурного разложения».

После поражения Германии музей, чудом не пострадавший от бомбежек, был клубом американских офицеров. В конце 1940-х годов в нем проходили выставки импрессионистов и экспрессионистов, которые были восприняты как «денацификация» здания. С тех пор, по словам директора музея, куратора нигерийского происхождения 11-й Documenta Оквуи Энвезора, Дом искусства стал «одним из наиболее устойчивых символов культурной целостности». Он напоминает, что именно здесь выставлялись знаменитый антивоенный шедевр Пабло Пикассо, картина «Герника», в 1955-м и инсталляция Иозефа Бойса «Конец двадцатого века» в 1984 году. Не так давно еврейский художник Мел Бохнер передал в дар музею свою работу «Радости идиша» (2012–2015). Она состоит из списка желтых слов на идише на черном фоне, который опоясывает фасад здания как напоминание о трагическом исчезновении этого языка из немецкой культуры.

Продолжая мысль директора музея, Чипперфилд утверждает, что здание больше не заслуживает «наказания» за свое прошлое. «Дом искусства перелистнул темные страницы своей истории, и здание, в котором находится музей такого уровня, должно выполнять новые обязанности, помимо тех, которые достались ему по наследству из мрачного прошлого. Отныне музею не следует скрывать свою „вину“, надо жить с ней, вопреки ей, преодолевая ее», — заявил он в открытом письме в Architects’ Journal. Архитектор заверил, что готов обсуждать вопрос о сохранении зеленых насаждений перед зданием. Будет ли проект реставрации реализован, решит баварский парламент. Дата заседания депутатов по этому поводу пока не назначена.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+