18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Должен ли немецкий музей скрывать нацистское прошлое

№52
Материал из газеты

Проект реставрации Дома искусства в Мюнхене, задуманного Гитлером как храм «чистого» немецкого искусства, вызвал ожесточенные споры

Британский архитектор Дэвид Чипперфилд не первый раз берется за восстановление зданий культурных институций в Германии. Его реконструкцию Нового музея на Музейном острове в Берлине единодушно признали шедевром. В 2013 году архитектору доверили реконструкцию Дома искусства в Мюнхене, где сейчас располагается галерея современного искусства.

По предварительной оценке, работы обойдутся примерно в €80 млн. В планах — восстановить широкую лестницу, ведущую к фасаду здания, открыть заложенные слуховые окна, чтобы внутрь проникало больше света, а также приспособить малоиспользуемое западное крыло под проведение перформансов. Кроме того, Чипперфилд предлагает выкорчевать деревья, частично закрывающие вид на фасад музея. В итоге в его проекте многие усмотрели попытку прославления нацистской архитектуры.

«Что демократичного в уничтожении парка и выставлении этого образчика фашистского зодчества на всеобщее обозрение?» — вопрошают депутаты от Партии зеленых в баварском региональном парламенте.

«Если сравнить планы Чипперфилда с фотографиями времен нацистской эпохи, сразу становится ясно, что здание будет выглядеть точно так же. Единственное отличие — отсутствие гигантского плаката со свастикой на фасаде», — пишет берлинская газета Tagesspiegel.

При этом все единодушно признают, что реконструкция зданию необходима. С момента его открытия в 1937 году здесь проводился исключительно косметический ремонт.

Сооруженный по проекту архитектора Пауля Людвига Троста Дом искусства считается первой монументальной постройкой Третьего рейха. Окруженное рядом колонн здание возвели из природного камня в противоположность входившим тогда в моду бетонным и металлическим конструкциям. На торжественном открытии музея 18 июля 1937 года, сопровождавшемся военным парадом, Адольф Гитлер излил всю желчь на «вырожденческое» современное искусство, которое на следующий день представили на печально известной выставке в соседнем здании галереи в парке Хофгартен. С 1937 по 1944 год в Доме искусства ежегодно проходила Большая германская художественная выставка, для которой фюрер лично отбирал экспонаты, продолжая «беспощадную очистительную войну против последних у нас элементов культурного разложения».

После поражения Германии музей, чудом не пострадавший от бомбежек, был клубом американских офицеров. В конце 1940-х годов в нем проходили выставки импрессионистов и экспрессионистов, которые были восприняты как «денацификация» здания. С тех пор, по словам директора музея, куратора нигерийского происхождения 11-й Documenta Оквуи Энвезора, Дом искусства стал «одним из наиболее устойчивых символов культурной целостности». Он напоминает, что именно здесь выставлялись знаменитый антивоенный шедевр Пабло Пикассо, картина «Герника», в 1955-м и инсталляция Иозефа Бойса «Конец двадцатого века» в 1984 году. Не так давно еврейский художник Мел Бохнер передал в дар музею свою работу «Радости идиша» (2012–2015). Она состоит из списка желтых слов на идише на черном фоне, который опоясывает фасад здания как напоминание о трагическом исчезновении этого языка из немецкой культуры.

Продолжая мысль директора музея, Чипперфилд утверждает, что здание больше не заслуживает «наказания» за свое прошлое. «Дом искусства перелистнул темные страницы своей истории, и здание, в котором находится музей такого уровня, должно выполнять новые обязанности, помимо тех, которые достались ему по наследству из мрачного прошлого. Отныне музею не следует скрывать свою „вину“, надо жить с ней, вопреки ей, преодолевая ее», — заявил он в открытом письме в Architects’ Journal. Архитектор заверил, что готов обсуждать вопрос о сохранении зеленых насаждений перед зданием. Будет ли проект реставрации реализован, решит баварский парламент. Дата заседания депутатов по этому поводу пока не назначена.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва», объединяющей темой которой стал диалог, продолжится в Гостином Дворе до 27 апреля
25.04.2025
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+