18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Определены главные достижения музеев и самые заметные выставки 2016 года

Прогулка по воде стала самой популярной инсталляцией 2016 года, Яеи Кусама все так же собирает толпы, а импрессионисты по-прежнему популярнее всех — эти и другие ключевые сюжеты ежегодного рейтинга The Art Newspaper

Работа «Плавучий пирс» Христо на озере Изео — первая с 2005 года уличная инсталляция живущего в Нью-Йорке художника — стала самым посещаемым произведением искусства прошлого года. Соединив остров с материком растянувшейся на 3 км цепочкой обтянутых тканью понтонов, Христо предложил публике прогуляться по воде. Прошлым летом всего за 16 дней эту инсталляцию посетило 1,2 млн  человек (в среднем 75 тыс. в день).

За более привычные выставочные блокбастеры прошлого года отвечали французские музеи. Их выставки привлекали множество людей по всему миру. Большое число посетителей собрала выставка постимпрессионистов из коллекции Музея Орсе, организованная совместно с фондом MAPFRE в «кузнице» хитов Рио-де-Жанейро —  Культурном центре Банка Бразилии (9,7 тыс. посетителей в день). В Национальный художественный центр Токио ежедневно приходило по 6,6 тыс. человек посмотреть на 100 произведений Огюста Ренуара, по большей части также из коллекции Орсе. А работы Клода Моне из различных парижских коллекций привлекали в Гонконгский музей истории около 4,1 тыс. посетителей ежедневно.

МоМА и Метрополитен-музею пришлось подвинуться

Музей американского искусства Уитни, в 2015 году переехавший в новое здание в центре Манхэттена, положил конец традиционному главенству в Нью-Йорке Музея современного искусства (МоМА) и Метрополитен-музея. В Музее Уитни прошли пять из десяти наиболее посещаемых нью-йоркских выставок 2016 года. Благодаря сильной программе, отличному расположению и потрясающим видам на город серия персональных выставок «Открытый план» привлекала множество посетителей на просторный пятый этаж музея. В рамках этой экспериментальной выставки самое большое музейное пространство Нью-Йорка без внутренних опор на несколько недель по очереди отдавалось в распоряжение пяти художников, включая Стива Маккуина, Люси Додд и Майкла Хейзера. В среднем каждую из пяти экспозиций посмотрело около 4 тыс. зрителей.

Однако, несмотря на стремительный взлет Музея Уитни, МоМА и Метрополитен остаются лидерами среди нью-йоркских музеев. На первом месте по-прежнему МоМА — благодаря сотрудникам, которые каждый день на протяжении длинного уик-энда в октябре исполняли постановку французского хореографа Жерома Беля. Это представление привлекало около 6,8 тыс. человек в день. Проходившую там же более традиционную выставку «Скульптура Пикассо», организованную совместно с парижским Музеем Пикассо, ежедневно посещало около 5,9 тыс. человек.

Сильный французский акцент в Лондоне

Импрессионизм по-прежнему остается надежным способом привлечь аудиторию. Самой посещаемой платной выставкой Лондона стала экспозиция с сильным французским акцентом — «Современный сад. От Моне до Матисса» в Королевской академии художеств. Туда приходило около 5,1 тыс. зрителей в день, что делает ее четвертой по посещаемости выставкой британской институции за те почти два десятилетия, что The Art Newspaper составляет свой ежегодный рейтинг. (Хотя произведения искусства по большей части были из Франции, сама выставка —  американская, поскольку она была организована совместно с Художественным музеем Кливленда).

Для других ведущих институций Лондона этот год выдался спокойным. Посещаемость выставок в Музее Виктории и Альберта, Британском музее и Национальной галерее не достигла показателей предыдущих лет, однако экспозицию Джорджии О’Кифф в Тейт Модерн посещало почти 3 тыс. человек в день.

Художницы привлекают толпы

Видное место в нашем обзоре занимает искусство, созданное женщинами. В Музее Гуггенхайма в Бильбао выставка Луиз Буржуа привлекала около 4,6 тыс. посетителей в день. Японская художница Яеи Кусама, ставшая сенсацией в Южной Америке и Азии в 2014 году, продолжает собирать толпы — на этот раз в скандинавских странах. Выставку, где была представлена ее психоделическая одежда, в среднем посещало около 3 тыс. человек в день как в Музее современного искусства «Луизиана» в датском Хумлебеке, так и в Музее современного искусства в Стокгольме. А выставка, центральной фигурой которой была мексиканка Фрида Кало, в Бразилии ежедневно привлекала в расположенный в Сан-Паулу Институт Томиэ Отакэ вдвое больше посетителей — 6 тыс. человек.

Неожиданным образом все эти показы затмила бесплатная экспозиция произведений современной художницы из Австралии. Посмотреть выставку фантастических скульптур людей и зверей Патриции Пиччинини в Культурном центре Банка Бразилии в Рио-де-Жанейро ежедневно приходило 8,3 тыс. человек, на его площадку в городе Бразилиа — 5,2 тыс. и в филиал в Сан-Паулу — 3,1 тыс.

Париж и Брюссель сбавляют обороты, Мадрид на взлете

Уменьшение потока зарубежных туристов после серии террористических актов продолжает влиять на посещаемость Лувра, однако он по-прежнему возглавляет список самых популярных музеев мира с 7,4 млн посетителей в 2016 году (в 2015-м этот показатель равнялся 8,6 млн). С 2014 года посещаемость главного французского музея снизилась почти на 2 млн человек, что означает существенное снижение доходов от продажи билетов — в то время как расходы на обеспечение безопасности публики резко возросли. Посещаемость Музея Орсе также снизилась с 3,4 млн в 2015 году до 3 млн в году минувшем. А вот Центр Помпиду, отмечающий в этом году свое 40-летие, меньше зависит от туристов из США, Китая и других стран. Его посещаемость в 2016-м выросла на 275 тыс. человек и составила 3,3 млн.

Террористические акты в Брюсселе в марте прошлого года также, по-видимому, сказались на численности посетителей Королевских музеев изящных искусств, в состав которых входит несколько площадок, в том числе Музей Магритта и Музей современного искусства. Посещаемость бельгийского музейного кластера упала более чем на четверть — с 776 тыс. человек в 2015 году до 497 тыс. в 2016-м.

А вот крупнейшие музеи Мадрида, наоборот, на подъеме. В 2016 году Центр искусств королевы Софии посетило на 400 тыс. человек больше (3,6 млн), чем в 2015-м, а Прадо преодолел 3-миллионный порог, чего ему не удавалось сделать с 2012 года. Около 600 тыс. человек — или пятая часть от общего числа посетителей за год — пришли в Прадо на масштабную выставку «Иероним Босх», приуроченную к 500-летию со дня смерти художника.

Успехи и поражения в Лондоне

Небольшое снижение числа посетителей Британского музея и увеличение посещаемости Метрополитен-музея означают, что Лондон и Нью-Йорк сейчас идут ноздря в ноздрю. Метрополитен не разделяет посещаемость трех своих площадок: главной на Пятой авеню, Клойстерс в Верхнем Манхэттене и открывшегося в прошлом году Метрополитен-Бройер. Вместе они привлекли рекордные 7 млн человек. А имеющий только одну площадку лондонский Британский музей посетило за прошлый год 6,4 млн зрителей.

Национальная галерея в Лондоне оправилась от забастовок 2015 года, в результате которых многие из ее залов были временно закрыты. С показателем в почти 6,3 млн посетителей она по-прежнему опережает недавно расширившийся Тейт Модерн, общая посещаемость которого составила 5,9 млн человек — его исторический рекорд. По нашим данным, Тейт Модерн остается самым популярным в мире музеем современного искусства и искусства модернизма. А посещаемость нью-йоркского МоМА немного снизилась, с 3,1 млн в 2015 году до 2,8 млн в 2016-м — это, несомненно, обрадует тех, кто сетует, что в музее не протолкнуться.

LACMA продолжает расти

Показатели посещаемости Художественного музея округа Лос-Анджелес (LACMA) растут из года в год с тех пор, как более десятилетия назад его возглавил Майкл Гован. В 2016-м музей посетило 1,6 млн человек — на сегодня это его рекорд за все годы существования рейтинга The Art Newspaper. В год, когда Гован стал директором, посещаемость LACMA была меньше 700 тыс. человек — это приблизительно столько же, сколько у недавно открывшегося Музея Брод. Расположенная в центре Лос-Анджелеса институция, которую в 2015 году открыли коллекционеры, супруги Эли и Эдит Брод, в прошлом году привлекла впечатляющие 753 тыс. посетителей.

Но частный музей с самой высокой посещаемостью находится не в Лос-Анджелесе. Он расположен в превращенной в роскошный торговый район бывшей индустриальной зоне Мехико. Через футуристические двери Музея Соумайя мексиканского миллиардера Карлоса Слима за год прошло 2,2 млн человек.


* Вход на выставку и в музей был бесплатным

* C учетом посещаемости трех площадок Метрополитен-музея: на Пятой авеню, Клойстерс и Метрополитен-Бройер.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
4
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
В «ГЭС-2» идет выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Мы поговорили с ее приглашенным сокуратором Зельфирой Трегуловой о том, как складывался этот сложносоставной рассказ об идее, что двигает русский гений
08.10.2024
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+