18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Похоронный марш Мендельсону

Построенная Эрихом Мендельсоном силовая станция фабрики «Красное знамя» снова под угрозой: рядом строится жилой комплекс, губительный для шедевра архитектуры авангарда, в чьих стенах за прошедшие годы не раз бывало современное искусство

В 1925 году Эриха Мендельсона, построившего к тому времени шляпную фабрику в Луккенвальде, выбрали архитектором ткацкой фабрики «Красное знамя», которая должна была стать в Ленинграде передовым социалистическим предприятием. Силовая станция «Красного знамени» — единственная из всего проекта, осуществленная без изменения авторского замысла, — строилась с 1927 по 1928 год.

Здание, подвергшееся незначительным переделкам на рубеже 1960-х, в 1988 году стало памятником архитектуры регионального значения; охранный статус в 2009-м был распространен также на цеха и главный корпус фабрики. После развала СССР закрылось производство, целиком зависящее от поставок среднеазиатского хлопка, и первые планы реконструкции объекта появились в 1994 году.

Теперь в ближайшем соседстве с постройкой Мендельсона возводится девятиэтажный жилой комплекс, на треть превосходящий силовую станцию по высоте. В связи с начавшимся строительством в октябре 2016 года Международный совет по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) еще раз подтвердил экстраординарный статус архитектурного памятника: «В мировом масштабе это ключевое произведение промышленной архитектуры авангарда», — и обратился с призывом остановить стройку, признать ансамбль памятником федерального (а не просто регионального) значения и приступить к его научной реставрации.

17 марта этого года на заседании совета Санкт-Петербургского отделения ИКОМОС был принят документ, в котором сказано: «Расценить строительство многоэтажного жилого дома в композиционном пространстве ансамбля фабрики „Красное знамя“ как грубое нарушение международных и отечественных методических норм охраны наследия и свидетельство несоответствия его российскому законодательству». Предлагается признать возведение жилого комплекса градостроительной ошибкой и демонтировать уже построенное компанией «Балтийская корпорация». Нынешним владельцем силовой станции является аффилированная с упомянутой компания «СитиСтрой», которая к началу 2018 года обязалась разработать проект реставрации и дальнейшего приспособления здания.

Судьбой шедевра архитектуры всерьез обеспокоены многие. Для бывшей котельной сложно предположить другую функцию, кроме культурной и общественной. Защитники Мендельсона апеллируют, в частности, к реконструкции московской ГЭС-2 — постройки схожей судьбы и функционального назначения — как к недавнему положительному примеру. Благодаря фонду Леонида Михельсона V-A-C по проекту Ренцо Пьяно, бережно сохраняющему в здании приметы времени, электростанция будет превращена в современное культурное пространство.

В новейшей истории «Красное знамя» уже не раз была местом современного искусства. В 2002 году, в 115-ю годовщину со дня рождения архитектора, внутри творения Мендельсона при поддержке Британского совета организовали двухдневную выставку Emplacements. Петербургские и британские художники впервые осваивали заброшенное промышленное здание — в главном зале станции тогда еще стояли покрытые многолетней сажей паровые котлы, на фоне которых фотографировались участники выставки. Под впечатлением от видео «Фабрики найденных одежд», заснявшего швей за работой, в магазине при фабрике посетители раскупили последнюю остававшуюся продукцию — матросские тельняшки.

В 2006 году владельцем «Красного знамени» становится предприниматель Игорь Бурдинский. Петербургская архитектурная общественность с заинтересованностью встретила яркого и энергичного бизнесмена, любителя искусства, которого можно было увидеть летом в городе за рулем открытого джипа времен войны и с сигарой в зубах. Было объявлено о намерениях превратить здание Мендельсона в центр современной культуры.

В 2007 году «Красное знамя» посетил Николай Палажченко. Заброшенная фабрика, в особенности зал управления с пультом из искусственного мрамора и латунными накладками на приборной доске, произвела большое впечатление на арт-менеджера, в чьем активе уже был только что созданный «Винзавод», однако первым в Петербурге выставочным пространством нового типа было суждено стать другому промышленному зданию — хлебозаводу на Лиговском проспекте, где открылись «Этажи».

В интервью Бурдинский прочил «Красному знамени» едва ли не судьбу Тейт Модерн. Проект развития территории заказали известным зарубежным архитектурным бюро, и в итоге была выбрана «концепция ревитализации» англичанина Дэвида Чипперфилда — автора Нового музея в Берлине. Вынесенная на обсуждение Совета по культурному наследию при КГИОП, она вызвала столкновение градозащитников и девелопера, который руководствовался правилом «чтобы что-нибудь построить, надо что-нибудь разрушить». Сделанная в 2007 году экспертиза допускала снос четырех «немендельсоновских» корпусов фабрики и замену вполне сохранных конструктивистских зданий коммерческой недвижимостью — так планировалось привлечь инвесторов в проект с преимущественно социальной направленностью. Члены совета, настаивавшие на сохранении всего комплекса, услышали в ответ от Бурдинского: «Пока вы обсуждаете, что делать с фабрикой, памятник мирового значения с каждой минутой разваливается». Попытка найти компромисс оказалась безрезультатной.

Летом 2009 года в одном из производственных корпусов «Красного знамени» прошла выставка «Пространство тишины», в которой участвовали полсотни московских и петербургских художников. Одной из самых запоминающихся работ на ней стал впервые появившийся «Взрыв» Петра Белого, сделанный из разлетающихся щепок. В 2011 году на выставке «Фрагменты незнакомого города» свои работы здесь демонстрировали семь молодых берлинских художников из «Института пространственных исследований» Олафура Элиассона. Внутри силовой станции современное искусство еще раз появляется зимой в конце 2009 года, когда все пространство было отдано проекту Ильи Трушевского «Точки света». Уже освобожденный от котлов главный зал заполнили видеопроекции и подвешенные к потолку вибрирующие стальные трубы, через которые были видны тонкие лучики света. Во внутреннем дворе фабрики, где еще возвышалась дымовая труба, единственный бульдозер среди строительного мусора и обломков рождал вполне постапокалиптический эффект.

Надежды на создание культурного центра владелец «Красного знамени» не терял до 2014 года, когда был окончательно признан банкротом. После этого территорию выкупила компания «Балтийская коммерция» и начала ее активно застраивать. По горькой иронии, девятиэтажный жилой комплекс по проекту Евгения Подгорнова, который возводится в непосредственной близости от памятника архитектуры и разрушает его восприятие, носит название «Мендельсон». Сейчас тот же архитектор выдвигает планы внутренней реконструкции мендельсоновского шедевра: помимо генераторов для электропитания нового жилого комплекса, здесь планируется разместить супермаркет и фитнес-центр. Неудивительно, что упустивший «Красное знамя» Бурдинский теперь выступает защитником архитектурной целостности ансамбля и всех сохранившихся построек.

Резонное предложение придать интерьерам Мендельсона музейную роль — например, создать внутри силовой станции музей архитектуры авангарда, — неосуществимо, так как здание находится в частной собственности. Заказанная владельцем новая экспертиза была выполнена признанным специалистом в области промышленной архитектуры Маргаритой Штиглиц и 13 марта обсуждалась на Совете по сохранению культурного наследия Петербурга. Штиглиц детализировала предмет охраны, исключив позднейшие переделки на внутреннем северном фасаде и допустив при этом изменение внутреннего пространственно-планировочного решения в связи с утратой силовой станцией своих исторических функций.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+