18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Умер Дэвид Рокфеллер

Банкир, филантроп и покровитель нью-йоркского Музея современного искусства скончался вчера на 102 году жизни

Дэвид Рокфеллер скончался в своем доме в Покантико-Хилс к северу от Нью-Йорка. Он не только долгое время возглавлял банк Chase Manhattan, но и c 1948 года был членом попечительского совета нью-йоркского Музея современного искусства (MоMA), причем неоднократно брал на себя роль председателя совета. Семья Рокфеллера связана с музеем гораздо дольше: мать Дэвида Эбби Олдрич Рокфеллер участвовала в создании MоMA, а названный в честь нее сад скульптуры находится на месте, где раньше стоял дом семьи Рокфеллер и где родился будущий филантроп.

«Дэвид присутствовал здесь, когда создавался MоMA», — отметил директор музея Гленн Лоури на праздновании 100-летнего юбилея Рокфеллера, где гостей угощали тортом, украшенным изображением яхты банкира (он был активным борцом за защиту Мирового океана). Он также немало участвовал в развитии музея, поспособствовав приобретению коллекции Гертруды Стайн. Он давал для музейных показов принадлежавшие ему картины Поля Сезанна, Поля Гогена, Анри Матисса и Пабло Пикассо, которые он приобрел вместе с женой Пегги. Он был одним из основных спонсоров перестройки и расширения музея по проекту Ёсио Танигути, открытого в 2004 году, передав $77 млн от общей суммы в $858 млн. Тогда же он пообещал перечислить $100 млн в благотворительный фонд музея после своей смерти — самый большой финансовый дар, который MоMA получал на тот момент.

«Дэвид Рокфеллер был выдающимся человеком, память о котором оставили не только его многочисленные благодеяния, но и его продуманное руководство нашей институцией и многое другое, — говорит Лоури в некрологе. — Щедрый, страстный и бесконечно любознательный, он вдохновил целое поколение попечителей и сотрудников Музея современного искусства своей верой в исключительную важность современного искусства и любовью к красоте».

Наметанный взгляд коллекционера оказался полезен и банку Chase Manhattan. Корпоративная коллекция произведений искусства была основана Рокфеллером в 1959 году, она — одна из старейших в США. Изначально сосредоточенная на американском современном искусстве, но постепенно включавшая работы художников из стран, в которых банк ведет бизнес, коллекция JPMorgan Chase Art Collection (переименованная после слияния) сегодня объединяет более 30 тыс. предметов, многие из которых находятся в 450 международных офисах. Дэвид Рокфеллер лично заказал и оплатил 12-метровую скульптурную «Группу из четырех деревьев» (1972) Жана Дюбюффе, которая до сих пор стоит в Уан-Чейз-Манхэттен-Плаза в Нижнем Манхэттене.

В интервью The Art Newspaper в 2003 году Рокфеллер рассказывал о вкусах его семьи, о ранней истории MoMA, о влиянии его первого директора Альфреда Барра и даже поделился воспоминанием об одном дне из жизни международного коллекционера. «Однажды в Париже я обедал с семьей Ниархос, и все мы вылетели в Лугано, чтобы провести выходные с Тиссенами. Хейни [Тиссен] сказал нам, что в Штутгарте должен проходить аукцион искусства XX века. Ставрос убедил нас полететь туда на его самолете, чтобы взглянуть, что предлагается на аукционе. Когда мы приехали туда, мы увидели несколько вещей, которые нам понравились, и мы предложили цену на некоторые из них. Вернувшись в Нью-Йорк, мы узнали, к нашему приятному удивлению, что приобрели Пауля Клее и акварели Георга Гросса, Эмиля Нольде, Мориса Вламинка и Василия Кандинского». Когда его спросили, почему он решил опубликовать свои мемуары в возрасте 87 лет, Рокфеллер ответил: «Мне только пришло в голову, что я прожил довольно интересную жизнь и что мои дети и семья могли бы узнать об этом».

Отвечая на вопрос о том, что для него значит искусство, Рокфеллер сказал: «Я считаю искусство наивысшим уровнем творчества, для меня это один из величайших источников наслаждения».

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+