18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Подробности победы Бугаева-Африки в суде над петербургскими художниками

В начале февраля Санкт-Петербургский городской суд вынес новое решение по иску «новых художников» к Сергею Бугаеву Африке, признав его законным владельцем более 20 картин Олега Зайки, Евгения Козлова, Инала Савченкова и Олега Маслова.

В августе 2013 года художники подали коллективный иск с требованием вернуть работы авторам. Они считают, что полотна у Бугаева находятся незаконно. По словам художников, произведения считались утраченными с 1980-х годов, с последней зарубежной выставки, а всплыли они в мае 2013 года на выставке «Асса: последнее поколение ленинградского авангарда» в музее Академии художеств. В начале ноября 2013 года петербургский Дзержинский суд уже вынес решение, прямо противоположное нынешнему: картины — художникам. Сторона же Бугаева подала апелляционную жалобу в вышестоящую инстанцию и на этот раз дело выиграла.

Однако художники сдаваться не намерены, рассказал нам их адвокат Андрей Васильев: «Следующей инстанцией является президиум Городского суда. Предварительный настрой на обжалование есть, окончательное решение истцы будут принимать после того, как ознакомятся с текстом решения суда. Настрой основан на том, что, по нашему мнению, судом допущено очень грубое процессуальное нарушение, состоящее в том, что требование о признании за Бугаевым права собственности в силу приобретательской давности не было заявлено в апелляционном порядке изначальной апелляционной жалобы. Требование появилось только через три месяца в судебном заседании, а закон устанавливает одномесячный срок на выявление любых апелляционных требований». То, что суд вынес решение по всем полотнам скопом, крайне удивило художников: «Там картины разных художников, созданные при различных обстоятельствах и утраченные по разным причинам. Почему суд все 21 одну картину подогнал под общий знаменатель, мы на данный момент не знаем».

Адвокат же Сергея Бугаева Андрей Тындик особой разницы между полотнами не видит: «Они в этом смысле особенно ничем друг от друга не отличаются, кроме трех двусторонних».

Что касается новых обстоятельств дела, которые бы могли так радикально поменять решение, то обе стороны в один голос говорят, что было, по сути, повторено все то же самое, что и на предыдущем суде, только решение почему-то изменилось на противоположное. По его поводу адвокат «новых художников» отзывается сдержанно, поскольку у него пока нет текста апелляционного определения, где будет обосновано признание права собственности за Бугаевым.

Андрей Тындик же закономерно удовлетворен решением суда: «Состоялось довольно справедливое решение. Посудите сами: 20 лет прошло, а люди приходят и говорят, что они якобы не знали, что их картины находятся у другого лица, и пусть их вернут, узнали только сейчас и так далее. Это не выдерживает никакой критики, понятно, что это искусственно созданная ситуация. Есть такое понятие приобретательской давности. Даже чужую вещь человек если приобрел и владеет ею открыто и добросовестно, он через какое-то время получает на нее право собственности в силу давности владения. Я оцениваю правовой материал как абсолютно проигрышный для той стороны. В Городском суде выступил один из истцов очень удачно для нас. В частности, на вопрос суда по поводу того, знал ли он о том, что картины у Бугаева, говорил: «Да, знал», — предпринимал ли меры для их возврата вовремя, ответил: «Да, предпринимал». На вопрос «когда?» ответил: «Двадцать лет назад». Ну что после этого говорить о том, что картины «всплыли»?! Они никуда не всплывали, а все это время находились у Сергея Бугаева. Это прекрасно знали авторы этих картин. Они, более того, были рады, что они находятся у Бугаева, потому что сами они люди неизвестные, как вы знаете, в отличие от Бугаева Африки, который известнейший человек в городе и стране». Адвокат считает иск пиар-ходом: «Это так называемый паразитический пиар, когда присасываются к имени известного человека и начинают получать славу».

В отличие от предельно корректных в своих комментариях адвокатов, сам Сергей Бугаев настроен более чем воинственно по отношению к художникам: «Противоположная сторона мудаков вообще не (нецензурное выражение) ни на секунду. Конченные козлы, даже не поняли, куда суются».

Решение суда в свою пользу Бугаев решил отметить созданием музея, где будет показана коллекция работ с выставки «Асса: последнее поколение ленинградского авангарда». Об этом он сообщил агентству «РИА Новости» на следующий день после суда, 5 февраля: «Вопрос собственности меня меньше всего интересует. Меня интересует, чтобы все те архивы, которые были объединены в процессе выставки «Асса: последнее поколение ленинградского авангарда», каким-то образом были бы представлены нами в виде музея. Отдельно построенного на территории нашего города. И каким-то образом он бы подводил черту под этим уникальным историческим событием, процессом — неофициальное искусство 1980-х годов».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+