18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер Паоло Вити, помогавший бизнесу поддерживать искусство

В возрасте 82 лет скончался тот, кто на протяжении трех десятилетий сначала в Olivetti, а затем в Fiat играл главную роль в организации выставок, поддержанных этими компаниями

Паоло Вити в своем офисе в компании Olivetti
Паоло Вити в своем офисе в компании Olivetti

Родившийся в марте 1935 года в городе Ла-Специя, Паоло Вити получил степень доктора наук по экономике в Венецианском университете и в 1956 году начал работать в компании Olivetti. Сначала в отделе маркетинга, потом дизайна, корпоративного имиджа и вопросов культуры. Спустя два года он возглавил этот отдел, где отвечал за повышение бюджетных ассигнований Olivetti на культуру, а в течение 1980–1990-х годов осуществлял надзор за многочисленными выставками, с которыми ездил по миру. «Кони площади Сан-Марко», «Сокровищница Сан-Марко в Венеции», «Леонардо: этюды к „Тайной вечере“ из королевской библиотеки Виндзорского замка», «Стекло кесарей», «Микеланджело — архитектор» вкупе с «Микеланджело — рисовальщик» — бесценные экспонаты перемещались, часто впервые, между крупнейшими мировыми центрами культуры, включая Милан и Флоренцию, Лондон, Амстердам, Париж, Барселону и Мадрид, Берлин, Кельн и Мюнхен, Вашингтон и Нью-Йорк, Торонто, Мехико, Сидней и Токио.

Сочетание качественного оформления и социально-культурной значимости проектов было основным принципом Olivetti в тот период. Помимо выставок, Вити принимал активное участие в поддержке нескольких государственных реставрационных проектов, на которые Olivetti выделяла огромное финансирование. Главными среди них были реставрации «Тайной вечери» Леонардо в Милане и фрески Мазаччо, Мазолино и Филиппо Липпи в капелле Бранкаччи во Флоренции.

В конце 1980-х именно Вити убедил руководство Olivetti предоставить серьезное начальное финансирование мультидисциплинарному проекту по каталогизации — и изданию — уцелевших изображений и документов из собрания римского мецената и коллекционера XVII столетия Кассиано даль Поццо. Позднее «проект Кассиано» смог привлечь финансирование из Фонда Гетти и от других благотворителей. Первый каталог собрания появился в 1996 году; с тех пор издано 26 томов, оставшиеся 9 должны выйти в свет до конца 2018 года. Без энтузиазма и веры Вити в проект на стадии его зарождения мало что из этого могло бы осуществиться.

В конце 1989 года Паоло Вити покинул Милан и стал директором отдела культурно-просветительской деятельности Палаццо Грасси (венецианский дворец был куплен компанией Fiat в 1983 году). В свой первый год работы в Fiat он организовал выставку «Лев Венеции», показанную в Британском музее (при финансовой поддержке Fiat) во время государственного визита руководства Италии в Великобританию. Но, возможно, больше всего деятельность Вити запомнилась организацией серии выставок на исторические и общекультурные темы («Кельты», «Этруски», «Греки на Западе» и «Майя»), а также «Леонардо и Венеция». После этой выставки, в 1999-м — в год, когда у Паоло Вити случился тяжелый инсульт, — последовала «Триумф барокко: архитектура в Европе», показанная в Турине, а затем в Северной Америке. Последние 17 лет жизни были для лишившегося способности говорить (но сохранившего свое уникальное чувство юмора) Вити тяжелым временем, несмотря на то что в своем доме в Мерано он был окружен заботой жены Франки.

Дизайнерское решение для большинства выставок, как в Olivetti, так и в Fiat, Паоло Вити заказывал у британского архитектора Алана Ирвина, результаты их совместной деятельности всегда восхищали многочисленных зрителей. «Из всех людей, с кем я сотрудничал, — вспоминает Ирвин, — никто не мог сравниться с Паоло, с его профессионализмом и пониманием сути. Дизайнерское решение было для него принципиально важным. Он считал успешной такую выставку, которая точно и интересно раскрывала тему, подкреплялась великолепным каталогом и, таким образом, рекламировала имя Olivetti, а позднее Fiat. Своей деятельностью он высоко поднял стандарты музейного дизайна и уровень межмузейной коммуникации, что стало, я думаю, самым значительным достижением его жизни».

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+