Рерих был прав: побережье Финского залива как часть Римской империи

В музее-усадьбе Николая Рериха в Изваре открылась выставка археологических находок «От Нарвы до Волхова во времена Римской империи», подтверждающая, что эти земли входили в зону влияния Древнего Рима

Римскую монету местный мастер предназначал в переплавку. Фото: Наталья Шкуренок
Римскую монету местный мастер предназначал в переплавку.
Фото: Наталья Шкуренок

Попытки отыскать вещественные доказательства контактов с Римом народов, живших в I–V веках н.э. на южном побережье Финского залива, предпринимал еще в конце XIX века Николай Рерих. Усадьба семьи знаменитого художника, археолога, писателя и путешественника расположена в Волосовском районе Ленинградской области, на юго-запад от Петербурга, практически рядом с Эстонией. Знаменитый Янтарный путь, который с глубокой древности связывал Балтику и Средиземноморье, не проходил непосредственно по этой территории, но местные прибалтийско-финские племена активно взаимодействовали с племенами, обитавшими вдоль него, и Рерих был уверен, что именно здесь нужно искать следы контактов с древнеримской империей. Он раскопал на территории нынешней Ленинградской области более 150 курганов, активно занимался археологией, но предметных доказательств своей теории тогда не нашел. Только в 80-е годы XX века ленинградские археологи под руководством Евгения Рябинина, возглавлявшего Ижорскую экспедицию, обнаружили первые предметы раннего железного века в могильнике Валговицы. Затем последовали и другие находки, подтвердившие теорию художника. Например, два клада римских монет из окрестностей Копорья.

В окрестностях своей усадьбы в Изваре Николай Рерих мечтал найти римские древности
В окрестностях своей усадьбы в Изваре Николай Рерих мечтал найти римские древности

«Оба клада относятся к категории „ремесленных“, то есть представляют собой запас ценного металлического сырья, — рассказал TANR археолог, старший научный сотрудник музея Иван Стасюк. — Например, два массивных украшения — фибула и шейная гривна — были сломаны еще в древности и предназначались в переплавку. Видимо, клады зарыл мастер — ювелир или литейщик, живший почти два тысячелетия назад». Все латунные монеты в кладах, которые тоже должны были пойти в переплавку (месторождений цветных металлов в этих землях нет), принадлежат двум номиналам — сестерций и дупондий. Наиболее ранняя — сестерций, предположительно, Траяна (II век н.э.), есть сестерции Адриана, Антонина Пия, Фаустины Старшей. Часть из них отчеканены в годы правления императора Тита или ранее, в правление его отца Веспасиана. На выставке также показаны орудия труда, украшения и детали костюма, найденные в ходе исследования археологических памятников эпохи римских влияний на Ижорском плато, в частности комплекс вещей из могильника у деревни Валговицы.

В 2013 году при поддержке Министерства культуры РФ Музеем-усадьбой Н.К.Рериха в Изваре и лабораторией археологии СПбГУ проведены спасательные раскопки могильника Удосолово; часть предметов, которые сейчас можно увидеть, происходят оттуда.

«На нашей выставке представлены практически все предметы периода Древнего Рима, найденные археологами в Ленинградской области, — заключил Иван Стасюк. — Это редкие экспонаты, таких даже в Эрмитаже крайне мало. Но, к сожалению, археологические объекты Ленинградской области очень страдают от мародеров и „черных копателей“».

Выставка открыта до 1 июня.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+