18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рерих был прав: побережье Финского залива как часть Римской империи

В музее-усадьбе Николая Рериха в Изваре открылась выставка археологических находок «От Нарвы до Волхова во времена Римской империи», подтверждающая, что эти земли входили в зону влияния Древнего Рима

Попытки отыскать вещественные доказательства контактов с Римом народов, живших в I–V веках н.э. на южном побережье Финского залива, предпринимал еще в конце XIX века Николай Рерих. Усадьба семьи знаменитого художника, археолога, писателя и путешественника расположена в Волосовском районе Ленинградской области, на юго-запад от Петербурга, практически рядом с Эстонией. Знаменитый Янтарный путь, который с глубокой древности связывал Балтику и Средиземноморье, не проходил непосредственно по этой территории, но местные прибалтийско-финские племена активно взаимодействовали с племенами, обитавшими вдоль него, и Рерих был уверен, что именно здесь нужно искать следы контактов с древнеримской империей. Он раскопал на территории нынешней Ленинградской области более 150 курганов, активно занимался археологией, но предметных доказательств своей теории тогда не нашел. Только в 80-е годы XX века ленинградские археологи под руководством Евгения Рябинина, возглавлявшего Ижорскую экспедицию, обнаружили первые предметы раннего железного века в могильнике Валговицы. Затем последовали и другие находки, подтвердившие теорию художника. Например, два клада римских монет из окрестностей Копорья.

«Оба клада относятся к категории „ремесленных“, то есть представляют собой запас ценного металлического сырья, — рассказал TANR археолог, старший научный сотрудник музея Иван Стасюк. — Например, два массивных украшения — фибула и шейная гривна — были сломаны еще в древности и предназначались в переплавку. Видимо, клады зарыл мастер — ювелир или литейщик, живший почти два тысячелетия назад». Все латунные монеты в кладах, которые тоже должны были пойти в переплавку (месторождений цветных металлов в этих землях нет), принадлежат двум номиналам — сестерций и дупондий. Наиболее ранняя — сестерций, предположительно, Траяна (II век н.э.), есть сестерции Адриана, Антонина Пия, Фаустины Старшей. Часть из них отчеканены в годы правления императора Тита или ранее, в правление его отца Веспасиана. На выставке также показаны орудия труда, украшения и детали костюма, найденные в ходе исследования археологических памятников эпохи римских влияний на Ижорском плато, в частности комплекс вещей из могильника у деревни Валговицы.

В 2013 году при поддержке Министерства культуры РФ Музеем-усадьбой Н.К.Рериха в Изваре и лабораторией археологии СПбГУ проведены спасательные раскопки могильника Удосолово; часть предметов, которые сейчас можно увидеть, происходят оттуда.

«На нашей выставке представлены практически все предметы периода Древнего Рима, найденные археологами в Ленинградской области, — заключил Иван Стасюк. — Это редкие экспонаты, таких даже в Эрмитаже крайне мало. Но, к сожалению, археологические объекты Ленинградской области очень страдают от мародеров и „черных копателей“».

Выставка открыта до 1 июня.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
4
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
5
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
7
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни
16.04.2025
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+