Антисоветский реализм

Галерея RuArts в рамках фотобиеннале «Мода и стиль в фотографии — 2017» представляет персональную выставку фотолетописца советского андерграунда Сергея Борисова

Сергей Борисов. "Жанна Агузарова в мастерской". 1990
Сергей Борисов. "Жанна Агузарова в мастерской". 1990

«Girls, Girls, Girls!» Сергей Борисов. До 1 апреля

Галерея RuАrts (Москва, 1-й Зачатьевский пер., д. 10) в рамках фотобиеннале «Мода и стиль в фотографии — 2017» представляет персональную выставку Сергея Борисова.

Сергей Борисов обосновался в Студии 50А на Знаменке с 1979 года. Там его и застал заказ газеты Le Monde на иллюстрацию статьи о советском роке, слухи о котором докатились до Запада. Борисов предложил французам сделать центральной фигурой «царя русского рока» Бориса Гребенщикова и его «Аквариум», только что записавший альбом «Радио Африка», и именно с этого момента началось погружение в мир андерграунда. На волне новой музыки и эстетики Студия 50A вскоре стала коммуникативным центром между Москвой и Ленинградом и стартовой площадкой для целого пласта новой культуры и искусства.

Борисов показывал другую сторону советской жизни — богемный андерграунд, который участвовал и в жизни студии, и в придуманных художником фотоисториях. Первая рок-дива Советского Союза Жанна Агузарова, «Чемпионы мира», Роман Виктюк, Виктор Цой, Владислав Мамышев-Монро, Георгий Гурьянов, Тимур Новиков — всем им было легко позировать и участвовать в перформансах Борисова, сохраняя непосредственность и дерзость выходок, забираясь на памятники или раскрепощенно оголяясь в студии и на улице. Другому фотографу вряд ли удалось бы снять советскую богему так, как Сергею, хотя бы из-за существовавшего доверия и одного уровня понимания современности фотографом и моделью — неписаных установок андерграунда того периода, частью которого стала студия на Знаменке.

В разное время героями Борисова были Юрий Антонов, Михаил Боярский, Андрей Вознесенский, Владимир Высоцкий, Эдита Пьеха, София Ротару. По словам фотографа, тот, кто в те времена просто снял Аллу Пугачеву, хотя бы из толпы, уже мог считать себя успешным фотографом. А Борисов оформил для нее две пластинки.

Из воспоминаний Сергея Борисова: «Началось все в середине 70-х годов прошлого века, когда я устроился выездным фотографом. Снимал детишек в школах и детских садах. Затем стал работать в рекламе. В 1977 году я вступил в секцию фотографии на знаменитой Малогрузинке, моднейшем тогда месте, которое было специально создано для художников, героев Бульдозерной выставки, так брутально разогнанной коммунистическими властями. Я просто хотел там числиться, „положить трудовую книжку“, но соседство с художниками не могло не сказаться, и я стал снимать портреты художников-нонконформистов. Были среди них и девушки. Две. Их портреты я включил в выставку „Портреты художников“, но худсовет (синоним слова „цензура“) заставил меня их убрать. Один — за то, что на нем была художница, раскрашенная в стиле „боди-пэйнтинг“, в их понимании обнаженная, другой — за то, что на нем слишком много чего просвечивало. Вторая художница была непроста и всеми правдами и неправдами добилась восстановления своего портрета. Понятно, что много девушек, и красивых, было и среди эстрадных артистов. Их общей бедой было отсутствие хороших платьев. Вернее, отсутствие всего, в чем не стыдно было бы сниматься. Поэтому артистки снимались в концертных платьях, а художницы — обнаженными или драпированными. Для чего они тогда снимались? Когда меня спрашивали, я отвечал: „Для человечества“. Наверное, это звучало убедительно, раз на этом переговоры и заканчивались. А потом наступила перестройка.

В конце 1980-х и в начале 1990-х мою студию стали осаждать западные журналисты. Создавалось впечатление, что у меня они брали больше фотографий, чем в ТАСС. Ко мне в буквальном смысле стояли очереди из западных журналистов. Их всех интересовала неформальная молодежь, в кругу которой я тусовался, а также молодежная мода, которая меня самого интересовала не меньше. Удивительно, но такой продвинутый журнал, как гамбургский Tempo, поместил на обложку в 1987 году фотографию, сделанную мной в 1985-м, как я думал, «в стол». Парижский Photo в 1989 году в последний момент снял с обложки мою работу «СССР», где девушка, завернутая во флаг СССР, держала под горлом серп. Редакцию Photo попросили не раздражать приезжающего в Париж Горбачева как раз в это время. Зато эта фотография появилась на обложке журнала «Столица» в 1991 году, как раз во время августовского путча. И именно с середины 1990-х годов моим творчеством заинтересовались крупные международные галереи и аукционы мира».

Подробнее на http://www.ruarts.ru/
По материалам пресс-релиза.

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
7
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+