Союз нерушимый

Санкт-Петербургский союз художников отметил свое 85-летие выставкой в Манеже в традициях 40-летней давности

Фото: Павел Герасименко
Фото: Павел Герасименко

Юбилейной выставкой Санкт-Петербургский союз художников претендует не только на то, чтобы отсчитывать свою историю от Императорского общества поощрения художеств, которому через три года исполнится 200 лет, но и на возвращение утраченного влияния, а вместе с ним и на внимание со стороны властей.

Выставка проходит в петербургском Центральном выставочном зале «Манеж», который возник в 1977 году как экспозиционная площадка Союза художников. Завершившаяся прошлым летом реконструкция Манежа, радикально изменившая и интерьеры, и выставочную политику главного городского зала, отозвалась в традиционно консервативной творческой организации недовольством, которое разделял и председатель Союза, известный скульптор Альберт Чаркин. Теперь Санкт-Петербургский союз художников, который после недавней кончины Чаркина возглавил его многолетний заместитель Александр Сайков, берет реванш.

Фото: Павел Герасименко
Фото: Павел Герасименко

В союз входят, как указано в пресс-релизе выставки, 4128 художников. На выставке в Манеже представлено 2 тыс. экспонатов, и количество работ делает заведомо невозможной ее какую-либо серьезную профессиональную оценку. Индивидуальные манеры художников в такой массе неразличимы, сами авторы стремятся оперировать привычными для них ремесленными критериями. Цеховой принцип, по которому делится экспонируемое искусство, нивелирует частное в пользу общего: аванзал Манежа занимают монументалисты, две боковые галереи первого этажа отданы графическому цеху, а его середина — декоративно-прикладному, на втором этаже показаны живописцы, по всему залу разбросана скульптура. Художники отвоевывают себе любое свободное место, окончательно сводя на нет ясность выставочного пространства. Один только внешний вид этой экспозиции переносит зрителя на три или четыре десятилетия назад, и невольно вспоминаются «отчетные» или же «датские» (то есть к дате, как день рождения Ленина или годовщина Октябрьской революции) выставки времен позднего застоя.

Фото: Павел Герасименко
Фото: Павел Герасименко

Хотя художественные отличия выставки 2017 года от, к примеру, того же 1977 года все же есть. Это касается не только графики, по традиции всегда бывшей более «западнической». Ортодоксальных реалистов, раньше носивших приставку «соц-», в живописном разделе стало мало. Даже постимпрессионистической манеры, которая еще совсем недавно была основной среди союзовских мастеров кисти, немного, она уступила главенство слабым рецепциям экспрессионизма и гиперреализма, которые делаются художниками 1970-х и 1980-х годов рождения, о чем можно судить по этикеткам.

Среди приветственных слов на вернисаже — председателя городского комитета по культуре Константина Сухенко и спикера городского законодательного собрания Вячеслава Макарова — прозвучало и письмо зампредседателя думского комитета по культуре Владимира Бортко. В нем известный кинорежиссер и автор перестроечного фильма «Единожды солгав» о судьбе художника-нонконформиста, перековавшегося в соцреалисты, противопоставляет «подлинное искусство», которое показано на выставке, «навязываемым и коммерческим поделкам».

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+