18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Младший в семье импрессионистов: безмятежный Фредерик Базиль

№50
Материал из газеты

Работы погибшего в 28 лет художника показывают в Музее Орсе

Как кажется, из всех импрессионистов у Фредерика Базиля (1841–1870) была самая безмятежная жизнь, однако финал ее был несправедливо ранним и несчастным: он был убит на франко-прусской войне в 1870 году 28 лет от роду. Он никогда, как его сотоварищи, не нуждался, у него всегда была мастерская, где он привечал своих друзей: то Клода Моне, то Огюста Ренуара, — и его работы все же брали на Салон.

Оставил он около 50–60 произведений. Некоторые появляются и сейчас, обнаруженные реставраторами. Одним из таких открытий может похвастать и нынешняя выставка в Музее Орсе. Это работа, которую удалось увидеть под более поздней композицией «Девушка, играющая на пианино, и слушающий юноша» 1866 года. Орсе помогли с этой выставкой Музей Фабра в Монпелье и Национальная галерея в Вашингтоне.

Действительно, если говорить о юности импрессионизма, то это в полной мере относится только к Базилю, другие прожили больше и в своих поисках ушли дальше. В его же творчестве зрелость лишь наметилась, он не успел окончательно расстаться с опытами молодости. И в этом ценность его нестареющей живописи.

Базиль ­— это не только ранний период импрессионизма,  он и его география. Провинциал из Монпелье, выходец из зажиточной семьи, он уже в Париже оставил медицину ради живописи, о которой у него было представление по картинам Гюстава Курбе и Эжена Делакруа в Музее Фабра. Соученики по студии швейцарца Шарля Глейра открыли ему глаза на привлекательность лесов и деревенек Фонтенбло, некогда облюбованных барбизонцами, и на красоты нормандского побережья. Базиль почти по-се­мей­но­му разделил историю своих товарищей.  Был соучастником их пленэров, покупал их работы, был их моделью (позировал для картины Моне «Завтрак на траве») и сиделкой (ухаживал за больным Моне). Его долговязую фигуру написал Эдуард Мане на картине «Мастерская на улице Кондамин». Он пытался следовать своим кумирам Делакруа и Курбе, а еще более — «продвинутым» старшим современникам. Вслед за «Олимпией» Мане он написал «Туалет» в несколько будуарном ориенталистском духе.

Размышляя о живописи, Базиль писал родным: «…Я выбрал современную жизнь, потому что лучше всего понимаю ее, выбрал то, что представляет наиболее живой интерес для людей живых…» Он и старался писать людей — друзей и близких. Кто, кроме него, мог так живо схватить фигуру сидящего словно на иголках Ренуара? Или сыграть на контрастах розового и черного («Розовое платье», 1864)? Отличавшийся неподдельной скромностью Базиль лишь однажды, как кажется, преисполнился тщеславия, вписав свою семью в историю искусства. Точнее говоря, изобразив домочадцев на фоне импрессионистического пейзажа («В кругу семьи», 1867). Впрочем, разве мог он знать, что импрессионизм войдет в историю?

Музей Орсе
Фредерик Базиль. Юность импрессионизма
До 5 марта

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+