18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Красная революция дотянулась до Лондона и Нью-Йорка

№50, февраль 2017
№50
Материал из газеты

Выставка в лондонской Королевской академии художеств, открывающая сезон мировых блокбастеров, посвященных русской революции, открылась с большим шумом. Параллельно коллекцию русского авангарда показывают в нью-йоркском МоМА

Кузьма Петров-Водкин "Фантазия", 1925. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Пебербург.
Кузьма Петров-Водкин "Фантазия", 1925. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Пебербург.

В этих двух проектах много явных различий. Американский называется «Революционный порыв. Подъем русского авангарда». Он охватывает период с 1912 по 1935 год и сделан на основе богатейшего собрания Музея современного искусства (МоМА). Показаны 53 автора с живописью, скульптурой, дизайном, фотографией и кино. С полнотой почти энциклопедической, выстроенной по английскому алфавиту от B до Z, от Ксении Богуславской до Кирилла Зданевича. С обязательными «амазонками авангарда», фотографиями Александра Родченко, «проунами» Эль Лисицкого, объектами Наума Габо, архитектурными фантазиями Якова Чернихова и Ивана Леонидова, фильмами Дзиги Вертова.

Александр Дейнека "Текстильщицы", 1927. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург.
Александр Дейнека "Текстильщицы", 1927. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург.

На лондонской же выставке «Революция. Русское искусство 1917–1932» показывают 200 работ из Русского музея, Третьяковской галереи и частных коллекций, представляя русское искусство начала ХХ века во всей его многозначности.
Безусловно, авангард — это прежде всего его лидеры. Более 30 картин и архитектонов Казимира Малевича будут показаны так, как было придумано их автором в 1932 году на посвященной 15-летию революции выставке в Русском музее, которую курировал летописец авангарда Николай Пунин. Хитами в Лондоне станут «Прогулка» Марка Шагала, «Синий крест» Василия Кандинского. Но рядом с ними будут малоизвестные в Британии «Большевик» Бориса Кустодиева, «Фантазия» Кузьмы Петрова-Водкина, «Ленин и манифестация» Исаака Бродского, «Текстильщицы» Александра Дейнеки, то есть произведения, которые создавались продолжателями русских реалистических традиций и новой волной — социалистическими реалистами. В результате такого широкого охвата картина русского искусства первых десятилетий ХХ века становится куда сложнее, чем представление о нем как только об авангарде, быстро и всецело овладевшем широкими массами. Иначе в 1932 году его история не закончилась бы так быстро. Русский авангард был вызовом обществу, которое с энтузиазмом восприняло красивые политические лозунги, но не авангардную веру в преобразующую силу нового искусства.

Казимир Малевич "Крестьяне", 1930. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Казимир Малевич "Крестьяне", 1930. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Поскольку оба проекта отличаются концепцией, но посвящены одной теме, то и логично, что они возвращают как публику, так и специалистов к одному и тому же вопросу: каково было влияние революции на русский авангард? Что это было? Мощная порция допинга, которая привела к короткому, но сильном всплеску нового искусства во всех его видах? Или русский авангард, который в начале ХХ века развивался в мировом контексте, смог бы и дальше существовать, если бы не большевистский переворот? За этими, на первый взгляд, академическими вопросами лежат серьезные проблемы и искусства XXI века. Сейчас оно выглядит предельно атомизированным, распавшимся на множество не связанных друг с другом фрагментов, то ли полностью зависимых от диктата власти и общества, то ли оторванных от социальных вызовов.

МоМА, Нью-Йорк
Революционный порыв
До 12 марта

Королевская академия художеств, Лондон
Революция. Русское искусство 1917–1932
11 февраля – 17 апреля

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+