Умер исследователь русского авангарда Василий Ракитин

Не стало выдающегося искусствоведа, биографа Георгия Костаки и одного из инициаторов создания издательства RA (Русский авангард)

Фото: Архив Алины Арикиной
Фото: Архив Алины Арикиной

Искусствовед Василий Иванович Ракитин скончался 24 января 2017 года на 78-м году жизни.

Выпускник искусствоведческого отделения исторического факультета МГУ (1962), он был одним из первых исследователей, кто еще в 1960-е занялся изучением русского авангарда. Важную роль в этом сыграло тесное общением с легендарным коллекционером Георгием Костаки, с которым Ракитин сотрудничал как научный консультант.

После перестройки, когда авангардистов стали показывать в российских музеях, Василий Ракитин подготовил несколько знаковых выставок отечественного искусства начала ХХ века. В частности, именно он был куратором и научным консультантом знаковой выставки 1992 года «Великая утопия» в Третьяковской галерее. В том же году вместе с Андреем Сарабьяновым они задумали издательский проект «Русский авангард» (RA), ставший впоследствии одним из главных профильных издательств в России. Для RA Василий Ракитин написал серию монографий, посвященных ранее забытым именам русского авангарда — Николаю Суетину, Ильи Чашнику, а также Василию Чекрыгину.

Кроме того, Василий Иванович подготовил несколько выставок Марка Шагала в Европе и написал о нем книгу, вышедшую в издательстве «Искусство – XXI век» в 2010 году. Василий Ракитин был одним из авторов-составителей (совместно с Андреем Сарабьяновым) четырехтомной «Энциклопедии русского авангарда». На сайте этого издания опубликован некролог, написанный другом и коллегой Андреем Сарабьяновым.

«В этой области он сделал очень много. Наверно, так много, как никто. Казалось, что он знал всё. Если у него не было ответа на какой-то вопрос по русскому авангарду, значит, ответа на этот вопрос не было вообще. Василий Иванович писал статьи, книги, курировал и формировал выставки, делал экспертизы.

В профессиональных делах он был скромен, знаниями не кичился, к чужим ошибкам относился с пониманием и юмором, а свои признавал с удовольствием. Должностей и степеней он не имел, но заслуживал. Нам еще предстоит осмыслить масштаб его деятельности, его литературный дар, проницательность его оценок и мнений», — пишет Сарабьянов.

Последним опубликованным при жизни Ракитина изданием стала его книга «Коллекционер» (Москва, «Искусство — XXI век», 2015), которую сам искусствовед определял как расширенный вариант автобиографии Костаки.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Фонд V–A–C установил еще одну скульптуру в прилегающем к Дому культуры «ГЭС-2» пространстве. На сей раз это части бронзового ствола
20.08.2021
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+