18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Хищения из фондов Львовской национальной галереи искусств могли длиться годами

Крупнейшие художественные собрания Украины не досчитались 95 старопечатных книг и нескольких рукописей XVI–XVIII веков. Особенно ценными среди них считаются экземпляры «Апостола» первопечатника Ивана Федорова

О пропаже стало известно 3 января, а уже 5-го Тарас Возняк, нынешний генеральный директор Львовской национальной галереи искусств имени Бориса Возницкого (ЛНГИ), собрал шумную пресс-конференцию. На ней Возняк заявил о пропаже из фондов Музея искусства старинной украинской книги (один из многочисленных филиалов ЛНГИ) 95 старопечатных книг XVI–XVIII веков, а также нескольких старинных рукописей.

Книжные черви

Тарас Возняк, назначенный гендиректором самого большого художественного собрания Украины в прошлом году, уже осенью инициировал проверку музейных фондов. Очень скоро обнаружился непорядок в инвентарных книгах, которые и сами по себе могли быть фальсифицированы. Достоверно известно пока о пропаже 95 старопечатных изданий, записанных в фондах, но не обнаруженных при сверке, — именно такая цифра фигурировала на январской пресс-конференции.

Члены проверочной комиссии, а также хранители музея говорят, что, по некоторым признакам, хищения могли продолжаться годами. Какие именно свидетельства говорят о длительности этого процесса, не указывается, так как полиция завела уголовное дело и многие подробности не разглашаются. Известно, что сейчас от работы отстранены сотрудники Музея искусства старинной украинской книги, входящего в самое большое музейное объединение страны.

Осенью этого года, когда проверка фондов ЛНГИ действовала уже вовсю, TANR писала о непростой судьбе этого многосоставного Львовского музея и его директора Бориса Возницкого (1926–2012), превратившего городскую картинную галерею, основанную в 1907 году, в грандиозный музейный холдинг. Теперь он состоит из 16 отдельных институций, размещенных в отдельных, как правило, исторически ценных зданиях — от часовни Боимов, шедевра поздней ренессансной архитектуры, стоящей в самом центре города, возле площади Рынок, до дворца графов Потоцких на нынешней улице Коперника, где теперь показывают классическое западноевропейское искусство, отдельно от русского и западного искусства XIX–XX веков.

Не на своем месте

Именно во дворе дворца Потоцких находится двухэтажный Музей искусства старинной украинской книги  — пожалуй, самый внешне невзрачный филиал ЛНГИ, построенный из белого кирпича в 1977 году и более напоминающий бойлерную, нежели музей. Дело в том, что в 1990 году при передаче ордену василиан бывшего Онуфриевского монастыря, где первоначально, еще при советской власти, в 1976 году, были размещены 12 тыс. экспонатов коллекции, посвященных жизни и творчеству первопечатника Ивана Федорова (1520–1583) — там же, между прочим, и похороненного, — многие уникальные манускрипты были выброшены на улицу в буквальном смысле.

Музейщики опасались за их физическое выживание, так как некоторые из рукописей, инкунабул и офортов (а также уникальные, крайне хрупкие печатные станки XVII века, оклады напрестольных Евангелий, папки с экслибрисами и экземплярами старинных народных гравюр) крайне болезненно реагировали на отсутствие полноценного климат-контроля, необходимого для хранения раритетов, в подвалах самой картинной галереи, куда их спешно перевезли. Поэтому, ради спасения экспонатов и экспозиции, можно было закрыть глаза и на невзрачный фасад современной постройки, в которую коллекции музея переехали в 1997-м, и на отсутствие должного внимания со стороны властей к этим уникальным предметам.

Постепенно стараниями Бориса Возницкого, его коллег и единомышленников Музей искусства старинной украинской книги начал функционировать в полном объеме, возобновив проведение международных научных конференций по истории рукописной и старопечатной книги — «Федоровских семинаров».

Проверка продолжится

После гибели Бориса Возницкого в 2012 году ЛНГИ присвоили его имя, а руководить музейным объединением стала его дочь, Лариса Возницкая-Разникова. Она, кстати, тоже пришла на предрождественскую пресс-конференцию, где и потребовала от нынешнего музейного начальства повторной проверки.

Возницкая-Разникова, руководившая львовским музейным комплексом с 2012 по 2016 год, отметила, что ни она, ни ее отец, полвека возглавлявший ЛНГИ, ничего не знали о возможных хищениях в книжных фондах (Возняк, впрочем, не исключает исчезновения экспонатов и из других коллекций).

В прошлом году гендиректором ЛНГИ стал Тарас Возняк, известный культуролог и публицист, переводчик на украинский язык текстов Эдмунда Гуссерля, Мартина Хайдеггера, Ганса-Георга Гадамера, Бруно Шульца, многих других философов и писателей, многолетний главный редактор независимого культурологического журнала «Ї», а также, помимо прочего, исполнительный директор киевского отделения Международного ПЕН-клуба.

Кстати, пока в Музее искусства старинной украинской книги проверены инвентарные книги с перечнем кириллических изданий, далее проверка ожидает реестр книг на латинице. Будут ли проверены и сверены фонды других 15 коллекций и филиалов ЛНГИ, пока не говорится.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+