18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Дьявол в деталях

№49
Материал из газеты

В Музеях Московского Кремля до 11 января работает выставка «Элегантность и роскошь ар деко». А мы рассказываем о драгоценных аксессуарах и курительных принадлежностях той эпохи

После Первой мировой войны и мужчины, и женщины пристрастились к курению. Солдаты привыкли курить на фронте: сигареты выдавались им в пайках, чтобы укрепить боевой дух. Во время войны женщинам пришлось взять на себя важные общественные функции, что привело к переменам в этикете: например, они начали курить в общественных местах. В период между двумя войнами курение становится привычным занятием, и изысканные курительные принадлежности превращаются в модные аксессуары.

В соответствии с новым подходом к предметам роскоши и модой вырос спрос на драгоценные аксессуары — разного рода несессеры (vanity case) для косметики, портсигары, футляры для губной помады, флаконы для духов, пудреницы. Часто в одном несессере совмещались сразу несколько функций: в них были отделения и для косметики, и для сигарет, и для графитного карандаша, то есть для всего необходимого, что в любой момент может понадобиться женщине и всегда должно быть под рукой. Эти миниатюрные предметы стали если не важнее, то такими же знаковыми, как украшения, что является отличительной особенностью эпохи ар-деко.

В декоре этих изящных предметов отражена полифония художественных течений и творческих методов ар-деко, основанных на адаптации и интерпретации многочисленных заимствованных форм и мотивов. Так, портсигар-несессер Cartier 1924 года восходит к японскому инро (коробочка для хранения мелких предметов), но его модель на двух цепочках с кольцом на палец отлична от прототипа, в котором многоуровневая конструкция из маленьких коробочек, входящих друг в друга, удерживается шнуром. В 1930 году оригинальное инро XVIII века Cartier превращает в современный несессер, внешне сохраняющий свою аутентичность. Для этой группы предметов характерна и стилизация под традиционное китайское декоративно-прикладное искусство, так называемый стиль «шинуазри». Один из самых известных примеров — несессер Cartier 1927 года под названием «Китайская ваза» с великолепным рельефом из цветных камней на фоне черной эмали. Настоящие перламутровые «картины», предназначенные для несессеров Cartier и Van Cleef & Arpels, создавал русский художник Владимир Маковский.

В 1920-е годы женщины начинают курить на публике, и это способствует развитию новых типов дамских аксессуаров: портсигаров, мундштуков и прототипов современных зажигалок. К последним относится так называемый strike-a-light (кресало со спичкой) 1921 года. В это устройство входит металлический стержень, на конце которого находится кремень, окруженный пропитанной зажигательной жидкостью ватой. Сбоку на зажигалке — ферроцерий, сплав, дающий искру при трении. Спичка при ударе о его поверхность воспламеняется. На выставке также представлен и более современный тип зажигалки, выполненной из золота и черной эмали и принадлежавшей когда-то принцу Непала Бишми.

Среди продукции модных домов 1920-х годов можно найти и другие изысканные курительные принадлежности, в том числе пепельницу, мундштук и портсигары из платины, нефрита, кости альбатроса, сапфировых кабошонов, алмазов огранки «роза» и красной и черной эмали.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+