18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Год в искусстве: период неопределенности

Куда двинутся визуальные искусства в 2017 году? Итоги уходящего года обозначают направления: интимность в материалах, от глины до виртуальной реальности, социально-политическое искусство в Новом Свете и видеоарт в Старом

Пожалуй, самым удачным названием выставки этого года стало Live Uncertainty, «Живая неопределенность», которое куратор Йохен Фольц дал своей Биеннале в Сан-Паулу. Мы действительно переживаем период неопределенности, и этот заголовок не только отражает положение, сложившееся в Бразилии, но и в целом говорит о том, в каком направлении сегодня движется искусство. И если Венецианская биеннале 2013 года уверенно заявила о заметных сдвигах, в том числе о растущем внимании к так называемому искусству аутсайдеров, то отзвуки биеннале 2015 года оказались куда менее отчетливыми. Не исключено, что отчасти это произошло потому, что политически ориентированной экспозиции Оквуи Энвезора предшествовало множество выставок на ту же тему, часть из которых устраивал сам куратор. Грядущий год может быть отмечен новыми сдвигами, ведь Венецианская биеннале, Documenta в Касселе и Skulptur Projekte Каспера Кенига в Мюнстере совпадают только раз в десятилетие. А пока мы постарались выделить некоторые интересные тенденции и заметные события 2016-го.

Звездный час глины

Возвращение керамики в мейнстрим современного искусства было медленным, но неизбежным, и в 2016 году этот материал, кажется, стал вездесущим. Такие молодые художники, как Аарон Энджелл и Джесс Уайн, привнесли в глину свою особую, фривольную энергию, а Бетти Вудман, Рон Нагл и другие ветераны обрели небывалую весомость и влиятельность. В прошедшей на Frieze.com дискуссии Энджелл предположил, что рост интереса к глине частично возник как «реакция на своего рода производственный фетиш», возвращение интимности в процесс создания произведения искусства. Он знаменует собой завершение периода, когда многие художники предпочитали доверять непосредственное исполнение работ специалистам и утрачивали «столь присущее глине ощущение масштаба 1:1 между телом и материалом».

Виртуальная реальность

В художественном мире по-прежнему не решены вопросы, связанные с тем, как музеям, галереям и коллекционерам работать с увеличивающимся потоком цифрового искусства. Решать надо быстрее: если глина давно предлагает художникам интимную и непосредственную форму выражения, то теперь то же самое можно делать и цифровыми средствами, в том числе — впервые — с помощью таких доступных гарнитур виртуальной реальности, как Oculus Rift.

Виртуальная реальность все шире представлена в ведущих галереях, и художники, работающие преимущественно в сфере цифрового искусства, завоевывают влиятельные площадки по всему миру, в том числе Новый музей в Нью-Йорке и Тейт в Лондоне. Взрыв популярности цифрового искусства нашел отражение и на Берлинской биеннале — впрочем, отзывы о ней были противоречивыми.

Величайший из ныне живущих художников?

На фоне удручающих новостей из Америки, тон которым задают расовая риторика Дональда Трампа, участившиеся случаи немотивированного насилия со стороны полиции по отношению к темнокожим и возникшее как реакция на это движение Black Lives Matter, творчество Керри Джеймса Маршалла представляется предельно важным и актуальным.

Его выставка «Господство», получившая широчайшее признание, открылась этим летом в Музее современного искусства Чикаго; сейчас она идет в пространстве Бройер Метрополитен-музея в Нью-Йорке, а позднее переместится в лос-анджелесский Музей современного искусства. В сопроводительном тексте Маршалл пишет: «Я пытаюсь установить феномен присутствия бесспорно черного и бесспорно красивого. Я убежден в том, что на сегодняшний день самая действенная, самая бунтарская живопись — это живопись фигуративная, и фигуры непременно должны быть беззастенчиво черными».

Неограниченные возможности

Две из числа лучших лондонских выставок этого года подтверждают широкие возможности и разнообразие видеоарта — вопреки мнению тех скептиков, кто считает видео не более чем развлечением для узкого круга кураторов.

Организаторам проекта под названием «Бесконечные сочетания» в галерее Hayward удалось убедительно показать, что из всех техник XXI века видео обладает наиболее мощным потенциалом. Они подготовили подборку по большей части коротких, но ярких работ художников из Европы и Северной Америки, объединенных тем, как в них используется музыка.

А ретроспектива исландского художника Рагнара Кьяртанссона в галерее Barbican, где среди прочего был представлен его девятиэкранный шедевр «Посетители» (2012), стала одной из самых захватывающих, обласканных критиками и популярных у публики выставок уходящего года.

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+