Такаси Мураками и триеннале в «Гараже»

Музей объявил планы на 2017 год

Первая Триеннале российского современного искусства, выставка Такаси Мураками, инсталляция Ирины Кориной и другие проекты, которые ждут нас в новом году.


Ирина Корина. Эскизы работы. Август 2016 г. Предоставлено автором
Ирина Корина. Эскизы работы. Август 2016 г. Предоставлено автором

Весна

Наконец стали известны даты проведения первой Триеннале российского современного искусства, о которой было объявлено летом этого года. Как и обещали, она состоится весной: с 10 марта по 14 мая посетители музея увидят работы более 60 художников со всей страны, все произведения были созданы после 2012 года или специально к выставке. Для подготовки триеннале кураторы «Гаража» объехали более 40 городов России, где познакомились с местными арт-сценами. В результате, как сообщает пресс-служба, получилась выставка, отражающая «дух времени» и осмысляющая «разнообразные социальные тенденции, формирующие региональную художественную жизнь».

Одновременно с триеннале в атриуме музея откроется трехэтажная инсталляция «Хвост виляет кометой» обладательницы премии «Инновация» Ирины Кориной, она создаст ее специально для «Гаража». Элементы своей замысловатой конструкции художница позаимствовала на станциях метро, в офисных, торговых и религиозных пространствах, отсылая зрителя к теме идентичности — национальной и культурной. Уличный проект «Мы становимся легче» сделает швейцарец Уго Рондиноне. Художник попросил детей, посещающих мастерские «Гаража», и воспитанников детских домов нарисовать радугу, а все их картинки разместит на стене вдоль музея как манифест любви, разнообразия и оптимизма.

«Семь волшебных гор» – арт-инсталляция известного швейцарского художника Уго Рондиноне, расположенная в пустыне за пределами Лас-Вегаса в штате Невада. Композиция состоит из 7 башен, составленных из грубо обработанных известняковых валунов. Высота «столпов», окрашенных в яркие психоделические цвета, колеблется от 9 до 10,5 м. Courtesy of the artist
«Семь волшебных гор» – арт-инсталляция известного швейцарского художника Уго Рондиноне, расположенная в пустыне за пределами Лас-Вегаса в штате Невада. Композиция состоит из 7 башен, составленных из грубо обработанных известняковых валунов. Высота «столпов», окрашенных в яркие психоделические цвета, колеблется от 9 до 10,5 м. Courtesy of the artist

Параллельно будет работать выставка «По направлению к источнику» — результат проекта, в котором художники и писатели разных поколений: Вячеслав Курицын, Владимир Логутов, Андрей Монастырский, Кирилл Савченков и Ольга Чернышева — исследовали архивную коллекцию «Гаража». Выставка должна поместить коллективную историю искусства, сформированную участниками художественных процессов, в современный контекст.

Лето

Летом «Гараж» проведет сразу две выставки, связанные с Африкой. Одна из них обращается к искусству Демократической Республики Конго (в 1971–1997 годах Заир) периода правления Мобуту Сесе Секо, с 1965 по 1997 год, и более позднего времени. Музей уже показывал искусство Конго на выставке-инсталляции JapanCongo, которую в 2011 году готовили два европейца: Карстен Хёллер и Жан Пигоцци. На этот раз слово предоставили конголезскому художнику Самми Баложи, который выступил куратором экспозиции.

Вторая выставка — ретроспектива молодого успешного британского архитектора ганского происхождения Дэвида Аджайе, проектировавшего, в частности, Смитсоновский Национальный музей афроамериканской истории и культуры и Московскую школу управления «Сколково» — визуализацию последней покажут в «Гараже». Курировать экспозицию, посвященную не только творчеству архитектора, но и архитектуре африканских городов, будут куратор прошлой Венецианской биеннале современного искусства Оквуи Энвезор и Зои Райан из Чикагского института искусств, которая инициировала выставку.

Пластинка, записанная на рентгеновском снимке. Фото: Пол Хартфилд. Коллекция Стивена Коутса
Пластинка, записанная на рентгеновском снимке.
Фото: Пол Хартфилд. Коллекция Стивена Коутса

Одновременно в «Гараж» привезут работы американца Реймонда Петтибона, автора графичного логотипа панков Black Flag. Его рисунки можно увидеть в клипе Red Hot Chili Peppers. В Москве покажут графику Петтибона, которая в основном эксплуатирует образы массовой американской культуры и сосредоточена на осмыслении остросоциальных и политических тем.

В конце лета откроется «Музыка на костях» — проект, посвященный феномену записи запрещенной музыки на рентгеновских снимках в отсутствие лучших носителей. Такой вид звукозаписи был распространен в Советском Союзе примерно с 1940-х по 1970-е годы, и зрителей обещают познакомить не только непосредственно с записями, но и с историческим контекстом и андерграундной культурой, в которой развивалось это явление.

Осень

Такаси Мураками. "Каикаи". 2000–2005. Сталь, стекловолокно, синтетическая резина, масляная краска, акрил. 181,5×71×53 см. © 2000-2005 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved. Private Collection. Courtesy Galerie Perroti
Такаси Мураками. "Каикаи". 2000–2005. Сталь, стекловолокно, синтетическая резина, масляная краска, акрил. 181,5×71×53 см. © 2000-2005 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved. Private Collection. Courtesy Galerie Perroti

Центральным проектом осени станет обширная ретроспектива звезды японского современного искусства Такаси Мураками — первая в России. Выставка включит произведения Мураками с середины 1990-х по настоящее время, рассматривая их в широком контексте японской культуры. Для этого в экспозицию, помимо живописи, графики, фильмов и анимации самого художника, включат традиционную японскую гравюру и живопись из Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Государственного музея искусства народов Востока, а также мангу и аниме из собрания самого Мураками. За пределами музея, на площади Искусств, появится монументальная скульптура, созданная художником, какая именно — пока секрет.

Также осенью покажут вторую отчетную выставку программы «Полевые исследования», организованной кураторами, художниками и критиками в 2013 году как междисциплинарная платформа для исследования малоизученных феноменов разных сфер жизни. На этот раз представят исследования, посвященные тайным сообществам блокадного Ленинграда, генеалогии советских домов культуры и еще ряду вопросов.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+