Кризис не для всех: итоги года на арт-рынке в России

№49, январь 2017
№49
Материал из газеты

Антиквары продолжают оплакивать безвременно ушедшие цены 1990-х и особенно 2000-х, на рынке современного искусства дела обстоят неплохо, а букинисты и вовсе устанавливают аукционные рекорды

Открытие Cosmoscow в Москве. Сourtesy of Сosmoscow
Открытие Cosmoscow в Москве. Сourtesy of Сosmoscow

Отечественный рынок искусства переживает не лучшие времена: после бурного роста 1990-х и «тучных» 2000-х наблюдается спад. Это объясняется как экономическими причинами — общим снижением покупательной способности в России, так и психологическими факторами — неуверенностью в завтрашнем дне в среде бизнес-элиты.

Особенно тяжело приходится торговцам антиквариатом и живописью XIX–ХХ веков, они до сих пор находятся под впечатлением высоких цен и стабильного спроса, характерного для периода «русского бума». Им сложнее всего осознать, что возврата в прошлое, скорее всего, не будет и ценообразование на внутреннем рынке неизбежно будет пересмотрено.
Кстати, переоценка произведений русского искусства на международном рынке уже случилась — каталоги русских торгов стали тоньше, эстимейты ниже, и выручка аукционных домов сократилась минимум в два раза.

Справка

Как арт-рынок пытались отрегулировать в 2016 году

Взлеты и падения отечественного арт-рынка на протяжении всего года сопровождались активным обсуждением законодательных инициатив, которые призваны урегулировать торговлю искусством в России. Так, в феврале отечественные антиквары и арт-дилеры были взбудоражены законопроектом «Об обороте культурных ценностей на территории Российской Федерации», который разработал Комитет по вопросам собственности Государственной Думы РФ. В соответствии с законопроектом предлагалось обязать регистрировать все «ценности» старше 70 лет в специально созданном реестре и получать на каждый предмет паспорт с экспертизой, без которого в случае принятия закона будет невозможно распоряжаться имуществом. Кроме того, планировалось ввести «стандарт экспертизы» и обязательное страхование экспертов. В результате активного обсуждения в прессе стало известно, что в прежнем виде проект закона рассмотрен не будет, однако полностью от инициативы не отказались. После широкого общественного резонанса авторы законопроекта обещали учесть мнение членов художественного сообщества и участников арт-бизнеса при подготовке нового документа.

Осенью арт-рынок сосредоточился на обсуждении законопроекта о ввозе и вывозе культурных ценностей, когда в рамках Российского антикварного салона состоялась встреча, посвященная правовым аспектам торговли произведениями искусства. Представитель Министерства культуры РФ, антиквар Михаил Перченко сообщил о том, что ведомство одобряет основную идею закона, согласно которому национальное достояние РФ вывозить запрещено независимо от возраста предметов, а все остальное можно — и без пошлины. Те же аспекты обсуждались в ноябре в Государственном Эрмитаже на конференции «Регулирование ввоза и вывоза культурных ценностей: актуальные проблемыучастников арт-рынка»

Еще…

На внутреннем рынке главным подтверждением упадка стали итоги двух последних Российских антикварных салонов в Центральном доме художника в Москве. Если весенний прошел просто вяло, то осенний претендует на звание худшего в истории ярмарки: на этот раз огромной редкостью были не только сделки, но даже посетители.

Одним из тех немногих, кто остался доволен его результатами, был Юрий Тюхтин, владелец галереи и аукционного дома «Совком», который признался, что ему удалось «отбить» участие в Салоне: «Надо просто идти на компромиссы по ценам, завтра будет все еще дешевле, и не все это понимают».

Впрочем, сегмент советской живописи и искусства ХХ века просел меньше всего. Это подтверждается и результатами торгов «Совкома»: их самой дорогой аукционной продажей года стал уход картины Гелия Коржева «Полка» в октябре 2016 года за $330 тыс. (примерно 21 млн руб.).

Как интересную тенденцию уходящего года можно обозначить успех первого Российского форума коллекционеров в том же ЦДХ в сентябре. Новый выставочный проект объединил 50 частных и музейных собраний самого разного толка: антиквариат и современное искусство, исторические костюмы, ретроавтомобили, коллекционные монеты и боны, открытки, марки и старинные фотографии. По словам директора ЦДХ Василия Бычкова, эта выставка преимущественно некоммерческая, однако примерно 10% участников на своих стендах предлагают приобрести что-то из экспонатов. Судя по всему, такой формат сейчас является более выигрышным, так как способствует популяризации коллекционирования, предлагает максимально разнообразный ассортимент и ориентирован на широкую аудиторию. Нельзя не отметить укрепление позиций букинистов и, если говорить шире, продавцов «старой бумаги». Именно они сейчас являются лидерами оте­чественного рынка — эта тенденция наметилась еще в прошлом году, но в 2016-м проявилась более ярко. Показательно, что лучше всего себя чувствуют аукционные дома, работающие со старой книгой и тиражной графикой. Это и старожилы «Империя», «Кабинетъ», «Альбион», «В Никитском», «Антиквариум», и совсем молодой, но очень активный «Литфонд», отделившийся от аукционного дома «В Никитском» в конце 2015 года. Самым заметным событием торгов «Литфонда» в 2016 году стала продажа экземпляра единственного прижизненного издания поэмы Велимира Хлебникова «Ладомир» с автографом автора за 18 млн руб., в 12 раз выше стартовой цены в 1,5 млн руб. Тогда был побит рекорд продаж аукционного книжного рынка России. Цены на книжные раритеты, например на прижизненные и первые издания русских классиков, неуклонно растут, в отличие от цен на произведения русских и советских художников (особенно второго и третьего ряда и проходных работ классиков).

Возможно, не последнюю роль играет и то, что именно букинисты активно используют современные формы торговли: объем продаж увеличился за счет интернет-покупок. В начале 2016 года состоялась презентация онлайн-аукциона «Артлот 24», его запустил известный петербургский антиквар Михаил Суслов. «Артлот 24» действует по принципу известного аукциона eBay: предметы разделены на 11 категорий — от живописи до винтажной бижутерии; торги идут круглосуточно; покупатель видит время, оставшееся до окончания торгов по каждому предмету, и текущую ставку.

Значительно живее выглядит ситуация на отечественном рынке современного искусства. Возможно, главная заслуга в этом принадлежит аукциону Vladey, основанному галеристом Владимиром Овчаренко, который, благодаря своему монопольному положению, сейчас фактически формирует тренды в сфере современного искусства на внутреннем рынке. В ноябре 2016 года Vladey провел торги «Всё по 100», в ходе которых были проданы все предложенные лоты. Общий объем продаж составил €207 тыс.

Еще один трендсеттер в области современного искусства — единственная в России международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, которая в очередной раз прошла в сентябре 2016 года. Ее итоги свидетельствуют об уверенном росте продаж у российских и международных галерей. Cosmoscow поощряет участников ярмарки придерживаться взвешенной ценовой политики, что способствует привлечению новых коллекционеров. В общей сложности ярмарку посетило порядка 16 тыс. человек, что на 14% больше, чем в прошлом году.

Говоря о значимых событиях 2016 года, хочется отметить и появление нового игрока: владелец первого в России частного музея современного искусства Игорь Маркин переформатировал его в торговую площадку Art4.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+