Кризис не для всех: итоги года на арт-рынке в России

№49, январь 2017
№49
Материал из газеты

Антиквары продолжают оплакивать безвременно ушедшие цены 1990-х и особенно 2000-х, на рынке современного искусства дела обстоят неплохо, а букинисты и вовсе устанавливают аукционные рекорды

Открытие Cosmoscow в Москве. Сourtesy of Сosmoscow
Открытие Cosmoscow в Москве. Сourtesy of Сosmoscow

Отечественный рынок искусства переживает не лучшие времена: после бурного роста 1990-х и «тучных» 2000-х наблюдается спад. Это объясняется как экономическими причинами — общим снижением покупательной способности в России, так и психологическими факторами — неуверенностью в завтрашнем дне в среде бизнес-элиты.

Особенно тяжело приходится торговцам антиквариатом и живописью XIX–ХХ веков, они до сих пор находятся под впечатлением высоких цен и стабильного спроса, характерного для периода «русского бума». Им сложнее всего осознать, что возврата в прошлое, скорее всего, не будет и ценообразование на внутреннем рынке неизбежно будет пересмотрено.
Кстати, переоценка произведений русского искусства на международном рынке уже случилась — каталоги русских торгов стали тоньше, эстимейты ниже, и выручка аукционных домов сократилась минимум в два раза.

Справка

Как арт-рынок пытались отрегулировать в 2016 году

Взлеты и падения отечественного арт-рынка на протяжении всего года сопровождались активным обсуждением законодательных инициатив, которые призваны урегулировать торговлю искусством в России. Так, в феврале отечественные антиквары и арт-дилеры были взбудоражены законопроектом «Об обороте культурных ценностей на территории Российской Федерации», который разработал Комитет по вопросам собственности Государственной Думы РФ. В соответствии с законопроектом предлагалось обязать регистрировать все «ценности» старше 70 лет в специально созданном реестре и получать на каждый предмет паспорт с экспертизой, без которого в случае принятия закона будет невозможно распоряжаться имуществом. Кроме того, планировалось ввести «стандарт экспертизы» и обязательное страхование экспертов. В результате активного обсуждения в прессе стало известно, что в прежнем виде проект закона рассмотрен не будет, однако полностью от инициативы не отказались. После широкого общественного резонанса авторы законопроекта обещали учесть мнение членов художественного сообщества и участников арт-бизнеса при подготовке нового документа.

Осенью арт-рынок сосредоточился на обсуждении законопроекта о ввозе и вывозе культурных ценностей, когда в рамках Российского антикварного салона состоялась встреча, посвященная правовым аспектам торговли произведениями искусства. Представитель Министерства культуры РФ, антиквар Михаил Перченко сообщил о том, что ведомство одобряет основную идею закона, согласно которому национальное достояние РФ вывозить запрещено независимо от возраста предметов, а все остальное можно — и без пошлины. Те же аспекты обсуждались в ноябре в Государственном Эрмитаже на конференции «Регулирование ввоза и вывоза культурных ценностей: актуальные проблемыучастников арт-рынка»

Еще…

На внутреннем рынке главным подтверждением упадка стали итоги двух последних Российских антикварных салонов в Центральном доме художника в Москве. Если весенний прошел просто вяло, то осенний претендует на звание худшего в истории ярмарки: на этот раз огромной редкостью были не только сделки, но даже посетители.

Одним из тех немногих, кто остался доволен его результатами, был Юрий Тюхтин, владелец галереи и аукционного дома «Совком», который признался, что ему удалось «отбить» участие в Салоне: «Надо просто идти на компромиссы по ценам, завтра будет все еще дешевле, и не все это понимают».

Впрочем, сегмент советской живописи и искусства ХХ века просел меньше всего. Это подтверждается и результатами торгов «Совкома»: их самой дорогой аукционной продажей года стал уход картины Гелия Коржева «Полка» в октябре 2016 года за $330 тыс. (примерно 21 млн руб.).

Как интересную тенденцию уходящего года можно обозначить успех первого Российского форума коллекционеров в том же ЦДХ в сентябре. Новый выставочный проект объединил 50 частных и музейных собраний самого разного толка: антиквариат и современное искусство, исторические костюмы, ретроавтомобили, коллекционные монеты и боны, открытки, марки и старинные фотографии. По словам директора ЦДХ Василия Бычкова, эта выставка преимущественно некоммерческая, однако примерно 10% участников на своих стендах предлагают приобрести что-то из экспонатов. Судя по всему, такой формат сейчас является более выигрышным, так как способствует популяризации коллекционирования, предлагает максимально разнообразный ассортимент и ориентирован на широкую аудиторию. Нельзя не отметить укрепление позиций букинистов и, если говорить шире, продавцов «старой бумаги». Именно они сейчас являются лидерами оте­чественного рынка — эта тенденция наметилась еще в прошлом году, но в 2016-м проявилась более ярко. Показательно, что лучше всего себя чувствуют аукционные дома, работающие со старой книгой и тиражной графикой. Это и старожилы «Империя», «Кабинетъ», «Альбион», «В Никитском», «Антиквариум», и совсем молодой, но очень активный «Литфонд», отделившийся от аукционного дома «В Никитском» в конце 2015 года. Самым заметным событием торгов «Литфонда» в 2016 году стала продажа экземпляра единственного прижизненного издания поэмы Велимира Хлебникова «Ладомир» с автографом автора за 18 млн руб., в 12 раз выше стартовой цены в 1,5 млн руб. Тогда был побит рекорд продаж аукционного книжного рынка России. Цены на книжные раритеты, например на прижизненные и первые издания русских классиков, неуклонно растут, в отличие от цен на произведения русских и советских художников (особенно второго и третьего ряда и проходных работ классиков).

Возможно, не последнюю роль играет и то, что именно букинисты активно используют современные формы торговли: объем продаж увеличился за счет интернет-покупок. В начале 2016 года состоялась презентация онлайн-аукциона «Артлот 24», его запустил известный петербургский антиквар Михаил Суслов. «Артлот 24» действует по принципу известного аукциона eBay: предметы разделены на 11 категорий — от живописи до винтажной бижутерии; торги идут круглосуточно; покупатель видит время, оставшееся до окончания торгов по каждому предмету, и текущую ставку.

Значительно живее выглядит ситуация на отечественном рынке современного искусства. Возможно, главная заслуга в этом принадлежит аукциону Vladey, основанному галеристом Владимиром Овчаренко, который, благодаря своему монопольному положению, сейчас фактически формирует тренды в сфере современного искусства на внутреннем рынке. В ноябре 2016 года Vladey провел торги «Всё по 100», в ходе которых были проданы все предложенные лоты. Общий объем продаж составил €207 тыс.

Еще один трендсеттер в области современного искусства — единственная в России международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, которая в очередной раз прошла в сентябре 2016 года. Ее итоги свидетельствуют об уверенном росте продаж у российских и международных галерей. Cosmoscow поощряет участников ярмарки придерживаться взвешенной ценовой политики, что способствует привлечению новых коллекционеров. В общей сложности ярмарку посетило порядка 16 тыс. человек, что на 14% больше, чем в прошлом году.

Говоря о значимых событиях 2016 года, хочется отметить и появление нового игрока: владелец первого в России частного музея современного искусства Игорь Маркин переформатировал его в торговую площадку Art4.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+