18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Портрет художника в юности, ну и потом

№49, январь 2017
№49
Материал из газеты

Сборник мемуарных текстов, несмотря на камерность интонаций, рассказывает о суровойэпохе становления российского актуального искусства

Ирина и Борис Гребенщиковы, Владислав Мамышев-Монро и Михаил Васильев Файнштейн на дне рождения Сергея Дебижева. Ленинград, 1991 г.
Ирина и Борис Гребенщиковы, Владислав Мамышев-Монро и Михаил Васильев Файнштейн на дне рождения Сергея Дебижева. Ленинград, 1991 г.
Владислав Мамышев-Монро в воспоминаниях современников / Ред.-сост. Е. Березовская. М.: Арт-гид, 2016. 384 с., илл.
Владислав Мамышев-Монро в воспоминаниях современников / Ред.-сост. Е. Березовская. М.: Арт-гид, 2016. 384 с., илл.

Книга, собранная ближайшей подругой художника, мастера перформанса Владислава Мамышева-Монро (1969–2013) Елизаветой Березовской, включает достаточное количество мемуарных свидетельств.

Здесь, помимо прочего, можно найти пространный и пронзительный текст Нины Мамышевой (мамы художника), тонкое эссе видного искусствоведа Екатерины Андреевой (его соратницы по петербургским делам), эссе Александра Боровского, Ольги Свибловой и массу других драгоценных материалов. Есть в книге и бестолковые фрагменты вроде небольшого мемуара Андрея Бартенева, которому показалось, что Мамышев-Монро также проходит по ведомству шутки.

Между тем это не так. Безусловно, Монро любил приколы, эпатаж, носил красивые и дорогие вещи, а также всячески стремился попасть в светское общество, представители которого нередко покупали его работы (по крайней мере об этом постоянно говорится в различных посмертных публикациях).

Но Монро, в отличие от Бартенева, не был только шоуменом на празднике жизни. Его разнообразные работы, совмещавшие кустарность и виртуозность, объединяет стремление показать, что человеческое существо отчаянно пусто и нуждается в заполнении.

Вот почему (природа, как известно, не терпит пустоты) ему так необходимы маски и декорации: трехслойный грим, официальный костюм, царская шуба и другие симулятивные аксессуары.

Вот почему ему так важно найти, придумать себе двойника, например, в лице легендарной актрисы, жизнь которой до сих пор не разгадана: сколько же боли было за всеми ее романами и luxury style…

Чего мы ждем от мемуарно-мемориальной книги об одном из ключевых персонажей своего времени?

Во-первых, точности в изображении противоречивого характера героя. Монро любил и умел остаться в памяти любого, даже случайно встреченного человека навсегда: к нему, что называется, нельзя было оставаться равнодушным.

Во-вторых, конечно же, от такого сборника ждешь погруженности во времена, когда главный герой и его друзья были молоды и прожигали жизнь по полной программе.

Об этом в книге довольно много, но не настолько, чтобы загородить настоящее, в котором, в отличие от главного персонажа мемуаров, живут и здравствуют все его вспоминающие и о нем говорящие.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
4
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
5
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
6
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
7
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
В «Паркинг Галерее» уже можно посмотреть работы выпускников художественных вузов Москвы на выставке «Выпуск ’23»
12.09.2023
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+