18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Привидение. Дикое, но симпатичное

№49
Материал из газеты

Под пером кладбищенского историка. Куратор Музея Виктории и Альберта раскрывает тайну маркиза д'Уази, монаха, актера и мебельщика

У Джулиана Литтена есть не только завидный кураторский стаж в Музее Виктории и Альберта, но еще и прозвище «кладбищенский историк», возникшее из-за его навязчивого интереса к теме смерти и странным покойникам. Вот и нынешний очерк выглядит попыткой упокоить с миром одно личное привидение Литтена, преследующее его со времен, когда он, еще будучи впечатлительным подростком, впервые открыл для себя великолепие церкви в Такстеде в графстве Эссекс.

В истории английского католицизма начала XX века Такстед занимает особое место благодаря Конраду Ноэлу, местному викарию с 1910 до 1942 год. Возможно, Ноэл был святым, и уж точно мечтателем; вокруг себя он собрал кружок таких же одаренных чудиков, среди которых самым странным и наиболее одаренным был герой Литтена. «Кладбищенский историк» рассказывает так до конца и не разгаданную биографию человека, известного как маркиз д’Уази. Настоящее имя его героя — Амброз Томас (1881–1959); рожденный и умерший католиком, большую часть жизни он заигрывал с разными экзотическими формами англиканства. Побывал монахом. Подвизался в актерстве, площадного такого толка, а еще мастерил всякую утварь для домашнего и богослужебного обихода. Окруженный покровителями, он тем не менее вечно был по уши в долгах; намеки на его аристократических предков оказались выдумкой. Литтена заинтересовала сделанная им мебель (приведенные в книге иллюстрации передают ее старомодное очарование). С нее-то все и началось. Сэр Рой Стронг пишет в предисловии: «Я понимаю восхищение автора этим ускользающим эксцентричным персонажем… словно бы сошедшим со страниц писем барона Корво». Знавшие Ноэла вспоминают о его кружке как об обществе людей, счастливых своей долей, а очерк Литтена — дань великодушия фрику, мало интересного большинству. Однако именно эта обаятельная этнография пробудила мое желание вновь посетить Такстед и даже совершить паломничество к могиле маркиза в Грейт-Данмоу.

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
5
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+