18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Точный и спасающий глаз: биография Макса Фридлендера

Биографическое исследование Саймона Элсона вписано в исторический контекст эмансипации (освобождение от ограничений в правах) прусских евреев. Семья Макса Якоба Фридлендера (1867–1958) занималась ювелирным делом, превратившись со временем в поставщика императорского двора. Сам Макс Якоб, «несмотря на еврейское происхождение, стал не заурядным прусским госслужащим, что для 1900 года было бы тоже исключительно, но директором музея». Вообще-то Фридлендер собственное еврейство во внимание не принимал. Когда группа зажиточных иудеев — любителей искусства замыслила создать частный еврейский музей, он выразил «сомнения» в целесообразности этого предприятия. Элсон описывает этот случай как пример «осмотрительной реакции прусского чиновника еврейского происхождения, не желающего быть публично связанным с „еврейскими делами“». Эпоха деятельности Фридлендера относится к золотому веку берлинских музеев. Он заведовал Гравюрным кабинетом на протяжении 22 лет и еще почти столько же прослужил в должности заместителя директора, а затем и директора Картинной галереи.

Спокойная жизнь и карьера его прервались с приходом к власти нацистов; он был уволен и в 1939 году эмигрировал, правда не достаточно далеко — в оккупированную уже через год Голландию. Распоряжением Германа Геринга (главного грабителя художественных коллекций и ценителя знаточеских талантов Фридлендера) он был защищен от ареста и депортации («еврея Фридлендера не трогать»), поскольку нацистам требовались его знания. Дилеры, работавшие на Третий рейх, регулярно посещали его в Амстердаме. Ученому повезло: он пережил войну — и после никогда не вспоминал о своем драматическом положении в то время. Лишь однажды Фридлендер заметил: «В оккупации, находясь в опасности из-за своей „неправильной национальности“, я выжил благодаря знаниям и счастливому стечению обстоятельств».

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+