18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картины из Ватикана и другие сокровища

№49
Материал из газеты

Подарки под праздничную елку, на журнальный столик, в дубовый шкаф: семь новых изданий об искусстве

Беллетристика

Ральф Дутли. «Последнее странствие Сутина». Издательство Ивана Лимбаха

Совсем свежий роман швейцарского поэта и ученого (автора, среди прочего, биографии Осипа Мандельштама) о жизни и смерти одного из самых глубоких и трагичных художников Парижской школы. Только по досадному недоразумению Хаим Сутин, родившийся в Белоруссии, оказывается заслонен более громкими именами. Достаточно найти на монпарнасском кладбище его заброшенную могилу, чтобы увидеть чудовищный разрыв между вкладом Сутина в мировое искусство и фантасмагорией, сопровождавшей не только всю его жизнь, но даже и посмертное существование. Для Дутли Сутин и был такой воплощенной метафорой тщеты всего сущего, проступающей в морфинном бреду, исполненном с клинической и поэтической точностью.


Каталог

«Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Издательство Государственной Третьяковской галереи

Ватиканские музеи, одни из самых загадочных и привлекательных музеев мира, неожиданно приоткрывают свои тайны в изя­щном альбоме (дизайнер — Ирина Тарханова, что само по себе является знаком качества), специально выпущенном к, возможно, самой громкой московской выставке этой осени. Издание, помимо роскошных репродукций, содержит весьма толковые тексты куратора проекта Аркадия Ипполитова, не только посвященные классическим картинам итальянских художников, но и рассказывающие историю легендарных папских собраний, их структуру и роль в развитии культуры города Рима.


Альбом

«Рафаэль. Поэзия образа: Произведения из Галереи Уффици и других собраний Италии». Издательство «Арт Волхонка» совместно с Пушкинским музеем

Альбом, посвященный шедеврам Рафаэля, показанным в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, хочется назвать не каталогом, но самодостаточным альбомом, и даже концептуальной монографией — из-за двух всеобъемлющих эссе: тексты здесь не менее важны, чем изображения. Лино Больцони предлагает «Фрагменты литературного портрета», накопившиеся вокруг Рафаэля за 500 лет. Виктория Маркова объясняет его значение для русской культуры. Здесь и пушкинские мадонны, и «красота спасет мир» Достоевского, и эрмитажные полотна (раньше их было четыре, теперь два), для поколений исполнявшие роль окон в идеальный мир.


Детям

Изабель Глорье-Дезуш. «Как говорить с детьми о традиционном искусстве народов Африки, Америки, Азии и Океании». Издательство «Арка»

Эффектно иллюстрированная книга, объясняющая, как преподнести подросткам народное искусство экзотических стран, так сильно восхищавшее авангардистов своим первородством, вышла после двух других аналогичных «уроков», переведенных с французского и сложившихся в просветительскую серию. Первый научпоп Франсуазы Барб-Галль посвящен общей теме: «Как говорить с детьми об искусстве». Следом вышла ее же книга об особенностях искусства ХХ века — оно ведь обладает не меньшей специфичностью, чем примитивы Африки и Океании, хотя встречается в повседневной жизни гораздо чаще.


Эссе

Ив Бонфуа. «Век, когда слово хотели убить». Издательство «Новое литературное обозрение»

Последний великий поэт-модернист, умерший в середине этого високосного лета, Ив Бонфуа — автор монографий, например, о скульпторах Альберто Джакометти и Эдуардо Чильиды, а также многочисленных эссе о художниках. Поэт создал для этого особый промежуточный жанр, сочетающий лирику и метафизику. Знатоки особенно ценят эссе Бонфуа о Пьеро делла Франческа, а главное — «Живопись и ее дом», где автор устанавливает тонкие связи между фресками и стенами, на которых они живут. Тексты Бонфуа об искусстве и поэзии издавались на русском неоднократно — видимо, пришла пора собрать их в отдельный и самый представительный сборник.


Интерпретация

Ольга Седакова. «Путешествие с закрытыми глазами. Письма о Рембрандте». Издательство Ивана Лимбаха

Из «прусской глуши, с бранденбургской равнины» Ольга Седакова, самый, пожалуй, выдающийся ныне живущий русский поэт, писала на родину письма-медитации, посвященные Рембрандту. Адресованы они были ныне покойному философу Владимиру Бибихину, а теперь, 15 лет спустя, собраны в небольшой, но крайне важный томик. «Мученик светотени», как назвал художника Мандельштам, сформировавший для нас целое «библейское пространство», оказывается точкой отсчета в построении тонкой мыслительной конструкции, посвященной особенностям современного «про-зрения» и актуального восприятия классики.


Москвоведение

«Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля». Издательство «Кучково поле» совместно с Музеем архитектуры

Старинные снимки, архивные фотографии, рисунки и архитектурные планы, словно бы специально созданные для неторопливого и умиротворенного разглядывания, тем не менее рассказывают отнюдь не праздничную историю жизни и разрушения двух кремлевских монастырей, разобранных в 1929 году. Большие статьи Юлии Ратомской и Зои Золотницкой вмещают пять веков архитектурного и культурного существования святынь, история которых пошагово совпадает с жизнью страны. Поэтому особенно трагично звучит заключительный очерк Анатолия Оксенюка о судьбе (читай: уничтожении) обителей в ХХ веке.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+