18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Форпост искусства на Балтике

В 2017 году Балтийскому филиалу Государственного центра современного искусства исполнится 20 лет. Мы узнали, как и где в Калининграде живет современное искусство, а заодно посмотрели завершающий выставочный год проект «Поле цветов»

Группа "Синие носы". "Дорожная карта". Фотоинсталляция. 2008. Из серии "Эра милосердия". Фото: ГЦСИ-NCCA
Группа "Синие носы". "Дорожная карта". Фотоинсталляция. 2008. Из серии "Эра милосердия".
Фото: ГЦСИ-NCCA

Центр современного искусства, созданный в Калининграде в 1997 году, долго кочевал, останавливаясь то в частной квартире фотографа Юрия Павлова, то на чердаке детской художественной школы, то в офисе гостиницы «Москва». Конечным пунктом, где обосновалось калининградское современное искусство, стала оборонительная башня середины XIX века «Кронпринц» и прилегающие к ней мансарды казарм. Полная реконструкция должна завершиться к празднованию 20-летия Балтийского филиала ГЦСИ в 2017 году. Затянувшийся ремонт его директор Елена Цветаева с самого начала преподносила как праздник: в результате ежегодного конкурса паблик-арта «Кронпринц. Второе пришествие», который проводился с 2005 по 2011 год, сама башня стала арт-объектом, а художники со всего мира воплотили здесь 35 проектов — от световых инсталляций до концертов экспериментальной музыки.

Бертран Иванофф. «Кронпринц». 2010. Световая инсталляция. Courtesy of the artist
Бертран Иванофф. «Кронпринц». 2010. Световая инсталляция. Courtesy of the artist

Много работ было показано и в городской среде: фестиваль Videotrafic с видеоартом на рекламных щитах, ежегодный фестиваль Sound Around Kaliningrad, автор которого — местный художник и музыкант Даниил Акимов, акции, выставки-размышления о местной идентичности в разных пространствах города (Made in Kaliningrad), два арт-гида, статьи и иллюстрации к которым создавали художники и искусствоведы в рамках резиденций, обменные выставки «Близкий незнакомец» в прибалтийских городах Гданьске и Клайпеде. Калининград-Кенигсберг — это город-путешественник во времени, с бывшими Кенигштрассе, Врангельштрассе, Левалдштрассе, а ныне улицами Фрунзе, Черняховского, Цирковой, с восемью городскими воротами XIII века и «Арт-воротами» — пространством современного искусства, где идет фотовыставка о прошлом и настоящем города, а скоро откроется фестиваль короткого метра из североевропейских стран. Прямо сейчас куратор арт-платформы Дмитрий Селин собирает молодых художников на фестиваль современного искусства в Берлине.

Евгений Уманский. Из фотоинсталляции Folk Graffiti. 2000–2005. Фото: ГЦСИ-NCCA
Евгений Уманский. Из фотоинсталляции Folk Graffiti. 2000–2005.
Фото: ГЦСИ-NCCA

Главная достопримечательность Калининграда — Кафедральный собор, где находится музей и могила Иммануила Канта и куда после свадебной церемонии приезжают молодожены. Отметив эту традицию, художник Шарам Энтекхаби в рамках проекта БФ ГЦСИ Going Public провел перформанс «72 девы»: девушки, все в черном, провожали к собору, словно в последний путь, новоявленного жениха. Тема смерти для балтийских художников — одна из самых актуальных. В области вымирают города, деревни — калининградская группа «Общее вздрагивание» фотографирует и снимает поселок Ясное, где рушатся здания, а люди впадают в алкогольный морок. Художник Александр Любин, он же руководитель калининградской галереи современного искусства «Говно», снимает памятники на кладбище Кенигсберга, где лежат первые переселившиеся на территорию Пруссии русские. Угасает воздвигнутый на месте Кенигсбергского замка и недостроенный Дом советов — угрюмый друг любого художника в Кёниге. В их творчестве в разные годы он превращался то в «Саркофаг» в графике Владимира Щербакова, то в «Чудовище» у мюнхенской медиагруппы Empfangshalle, которые фотографировали на его фоне калининградских красавиц, чтобы потом украсить снимки янтарем.

Цветы жизни и глобальная память

Вечером, пусть в Калининграде он наступает и на час позже, чем в Москве, отыскать вход в мансарду «Кронпринц» нелегко. Построенные в середине XIX века казармы пугают своей воинственностью, в заборах из рабицы трудно найти проход. Нужно еще подняться на четвертый этаж, минуя коридоры, в которых пахнет сыростью, а с потолков стекает вода.

Поднимаясь к мансарде башни "Кронпринц". Фото: Анастасия Петракова
Поднимаясь к мансарде башни "Кронпринц".
Фото: Анастасия Петракова

Впечатление усиливает видео с немецкой овчаркой на входе. «Такими, — говорят входящим, — пугали евреев». Тема еврейства интересовала куратора Евгения Уманского давно. Например, он фотографировал разрисованные звездами Давида и надписями "Ханука" калининградские дома. Надписи закрашивались жителями свастикой и неприличными символами, а художник это документировал. На замысел выставки повлияли и стихи польского поэта Чеслава Милоша — свидетеля уничтожения еврейского гетто в Вильнюсе во время Второй мировой войны, особенно его стихотворение Campo de’ Fiori (пер. «поле цветов»), которое дало название выставке. Она не о холокосте, не о геноциде, но о бытовой жизни евреев в интерпретации художников из разных стран. Например, чемодан из камня — символ путешествий, который не сдвинуть с места, посвящен рожденной в Кенигсберге мыслителю Ханне Арендт. Тему продолжают фотографии детских вещиц и дряхлые двери домов вымершего еврейского поселения в Шаргороде. Надевает ермолку и черный сюртук, приклеивает пейсы для перформанса белорусский акционист Михаил Гулин. В таком виде он гулял по Варшаве с табличкой «я не еврей» и на открытии рассказал, как реагировали на него люди: «Очень спокойно, лишь бы никак не обнаружить себя». Центр выставки — фотографии старого еврейского кладбища, подсвеченного красным цветом. Шведский художник Карл фон Хауссвольф так выделяет забытые, заброшенные места. Он проделывал это и в спальных районах Калининграда для проекта «Красный красный» 2009 года в тандеме с местным художником Юрием Васильевым (проект потом попал на Московскую биеннале современного искусства). Сам куратор считает одним из центральных произведений проекта серию «Сияние» Сергея Браткова: художника тоже вдохновило кладбище, героев семейного портрета он переснимал с могильных плит.

Карл Михаэль фон Хауссвольф. "Красная ночь III". Фотодокументация светового перформанса на еврейском кладбище Аронсберг, Стокгольм, 2009 г. Фото: ГЦСИ-NCCA
Карл Михаэль фон Хауссвольф. "Красная ночь III". Фотодокументация светового перформанса на еврейском кладбище Аронсберг, Стокгольм, 2009 г.
Фото: ГЦСИ-NCCA

Посвященная еврейской культуре и национальной памяти выставка на деле говорит о восприятии прошлого в целом. Хотим мы помнить или нет, пытаемся ли забыть, но прошлое неизбежно влияет на нас, как на калининградцев руины и призраки Кенигсберга.

Выставка "Поле цветов" открыта до 18 декабря в Калининграде, на Литовском валу 38. В рамках выставки состоятся концерты экспериментальной музыки, поэтические вечера, встречи с художниками. До 20 декабря БФ ГЦСИ принимает заявки на участие в арт-резиденции в Кронштадте.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гульбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гульбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+