18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Из трех источников

Открытие большой выставки «Genii Loci. Греческое искусство с 1930 года по сегодняшний день» в отреставрированном петербургском Манеже удачно встроилось в программу V Санкт-Петербургского международного культурного форума, где Греция стала страной-гостем

Поначалу «Гений места» должен был открыться летом 2016 года сразу вслед за проектом «Современные русские художники — участники Венецианской биеннале. Избранное» и продолжить дискуссию, для чего городу нужен Манеж. После капитального ремонта шедевр Кваренги избавили от тяжеловесных лестниц и тотальной отделки полированной мраморной плиткой из советского метро. Модерновый вид зала, напоминающий white cube, сразу насторожил художников-традиционалистов: боялись, что их не пустят. Выставка «Гений места» вместе с простыми фотопроектами должна была успокоить пугливых авторов и сочувствующую им публику, но подготовка затянулась, и острота вопроса пропала. Тем более что Манеж анонсировал на 2017 год мегавыставку, посвященную 85-летию Союза художников.

Греки привезли около 150 произведений из трех крупнейших музеев. Это Национальная картинная галерея — Музей Александроса Сутзоса (Афины), Национальный музей современного искусства (Афины) и Государственный музей современного искусства (Салоники). К ним добавилось несколько произведений из галерей и от авторов.

Над проектом работала большая команда кураторов во главе с директорами музеев. «Гений места» построен на трех китах: диалог художников с традицией, сначала античной, а потом модернистской; отказ от традиции, например в работах представителей arte povera; отказ от самой парадигмы «традиционное — новое» в творчестве художников, активно работающих в последние десятилетия. Очень условно кураторы разделили участников выставки на три группы — художников 1930-х, 1960-х годов и новое поколение постмодернистской эпохи. Последняя маркирована как смерть идеологий (Лиотар), промышленного общества (Белл), настоящего (Бодрийяр), автора (Барт), человека (Фуко).

Хедлайнером традиционного стал Фотис Контоглу, беженец из Малой Азии, учившийся в Париже. Его картина «Греция трех миров» напоминает про античные колонны, византийскую мозаику и коллажи отцов-основателей модернизма.

Разумеется, среди шестидесятников вернисажная публика искала Янниса Кунеллиса — единственное известное ей имя из всей греческой обоймы. Классик arte povera представлен небольшим объектом «Без названия» с линейкой и парафиновой лампой. Гости со стажем нашли на выставке и работу про «черных полковников» — это картина «Июль 1967» Димостениса Коккинидиса, где изображения военных напоминают экспрессионизм петербургских «новых художников» из ранней группы Тимура Новикова.

За постмодернизм отвечает инсталляция Йоргоса Лаппаса Mappemonde. В богатом трехъязычном (русский, греческий, английский) каталоге художник настаивает на французском названии. «Карта мира» создана из танцующих и воюющих человечков, она отражает «всю историю и географию человечества». Ни больше ни меньше.

В самом дальнем углу Манежа нашлось место для 15-минутного видео Марии Пападимитриу «Зачем смотреть на зверя», показанного на 57-й Венецианской биеннале. История жизни рабочего с меховой фабрики, расположенной на границе Греции и Хорватии, оказалась интереснее и трогательнее артистической глобализации.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+