18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Из трех источников

Открытие большой выставки «Genii Loci. Греческое искусство с 1930 года по сегодняшний день» в отреставрированном петербургском Манеже удачно встроилось в программу V Санкт-Петербургского международного культурного форума, где Греция стала страной-гостем

«Genii Loci (Гений места). Греческое искусство с 1930 года по сегодняшний день». Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург
«Genii Loci (Гений места). Греческое искусство с 1930 года по сегодняшний день». Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург

Поначалу «Гений места» должен был открыться летом 2016 года сразу вслед за проектом «Современные русские художники — участники Венецианской биеннале. Избранное» и продолжить дискуссию, для чего городу нужен Манеж. После капитального ремонта шедевр Кваренги избавили от тяжеловесных лестниц и тотальной отделки полированной мраморной плиткой из советского метро. Модерновый вид зала, напоминающий white cube, сразу насторожил художников-традиционалистов: боялись, что их не пустят. Выставка «Гений места» вместе с простыми фотопроектами должна была успокоить пугливых авторов и сочувствующую им публику, но подготовка затянулась, и острота вопроса пропала. Тем более что Манеж анонсировал на 2017 год мегавыставку, посвященную 85-летию Союза художников.

Греки привезли около 150 произведений из трех крупнейших музеев. Это Национальная картинная галерея — Музей Александроса Сутзоса (Афины), Национальный музей современного искусства (Афины) и Государственный музей современного искусства (Салоники). К ним добавилось несколько произведений из галерей и от авторов.

Над проектом работала большая команда кураторов во главе с директорами музеев. «Гений места» построен на трех китах: диалог художников с традицией, сначала античной, а потом модернистской; отказ от традиции, например в работах представителей arte povera; отказ от самой парадигмы «традиционное — новое» в творчестве художников, активно работающих в последние десятилетия. Очень условно кураторы разделили участников выставки на три группы — художников 1930-х, 1960-х годов и новое поколение постмодернистской эпохи. Последняя маркирована как смерть идеологий (Лиотар), промышленного общества (Белл), настоящего (Бодрийяр), автора (Барт), человека (Фуко).

Хедлайнером традиционного стал Фотис Контоглу, беженец из Малой Азии, учившийся в Париже. Его картина «Греция трех миров» напоминает про античные колонны, византийскую мозаику и коллажи отцов-основателей модернизма.

Разумеется, среди шестидесятников вернисажная публика искала Янниса Кунеллиса — единственное известное ей имя из всей греческой обоймы. Классик arte povera представлен небольшим объектом «Без названия» с линейкой и парафиновой лампой. Гости со стажем нашли на выставке и работу про «черных полковников» — это картина «Июль 1967» Димостениса Коккинидиса, где изображения военных напоминают экспрессионизм петербургских «новых художников» из ранней группы Тимура Новикова.

За постмодернизм отвечает инсталляция Йоргоса Лаппаса Mappemonde. В богатом трехъязычном (русский, греческий, английский) каталоге художник настаивает на французском названии. «Карта мира» создана из танцующих и воюющих человечков, она отражает «всю историю и географию человечества». Ни больше ни меньше.

В самом дальнем углу Манежа нашлось место для 15-минутного видео Марии Пападимитриу «Зачем смотреть на зверя», показанного на 57-й Венецианской биеннале. История жизни рабочего с меховой фабрики, расположенной на границе Греции и Хорватии, оказалась интереснее и трогательнее артистической глобализации.

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
5
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
6
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+