18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эрмитаж облачается в платье от Мариано Фортуни и его фабрики

№49, январь 2017
№49
Материал из газеты

Первая в России ретроспектива одного из законодателей стиля ХХ века

Накидка "Вог" и платье "Дельфос" Фортуни. Vogue. 1924. Фото: Государственный Эрмитаж
Накидка "Вог" и платье "Дельфос" Фортуни. Vogue. 1924.
Фото: Государственный Эрмитаж

Творческая биография Мариано Фортуни (1871–1949) поражает разнообразием направлений и видов искусства, в которых проявился его талант. Даже для Belle Epoque, когда господствовал стиль модерн с его идеей синтеза искусств, такая разносторонность была редкостью. Модельер, дизайнер, сценограф, но и основатель фабрики тканей в Венеции, до сих пор носящей его имя.Сын известного в Испании художника-ориенталиста Мариано Фортуни-и-Марсала (1838–1874), он унаследовал от отца не только дар живописца, но и страсть к истории искусства.

Родители Фортуни собирали испано-мавританскую керамику, старинное оружие, персидские ковры, восточную чеканку и ткани.

Их увлечение стариной и Востоком не могло не оказать влияния на молодого Мариано. В конце ­1890-х он всерьез занялся набойкой тканей и изобрел свои технологии окрашивания текстиля и печати по ткани, где воспроизводил глубину и цвет старинных материалов. В начале 1900-х  дизайнер создал целую коллекцию парчи, бархата и гобеленов в венецианской технике XIV–XV веков. В Венеции до сих пор работает фабрика Фортуни, выпускающая ткани, в том числе по его эскизам и технологиям.

От производства тканей Фортуни перешел к созданию моделей одежды, сшитой из тканей собственной фабрики. В Венеции же он открыл свой  дом моды, клиентками которого были тогдашние звезды, в том числе танцовщица Айседора Дункан и актриса Сара Бернар. Они же популяризировали придуманный Фортуни фасон платьев в античном стиле. Специально для этого мастер разработал и запатентовал свой способ плиссировки шелка, позднее названный «плиссировкой Фортуни». Еще одним направлением деятельности Фортуни было создание абажуров из шелка — для этой цели он открыл вторую фабрику, которая действовала до конца 1920-х.

Понятно, что выставка в Эрмитаже не может объять необъятное, но представит главное: там будут авторские платья и ткани Фортуни, а также современная продукция его фабрики. Большинство экспонатов приедет в Санкт-Петербург из музеев Венеции, будут там вещи и из частных собраний. А еще ее украсит хранящаяся в Эрмитаже испано-мавританская ваза с золотым люстром, датируемая второй половиной XIV века, из коллекции семьи Фортуни. Ее приобрел один парижский антиквар, а в 1885 году в составе его большой коллекции она поступила в музей. Выставка обещает быть более чем зрелищной, поскольку, по замыслу ее куратора Татьяны Лехович, наследие художника будет выставлено вместе с итальянскими средневековыми и ренессансными тканями, античной скульптурой и восточной керамикой из собрания Эрмитажа.

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+