18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эрмитаж облачается в платье от Мариано Фортуни и его фабрики

№49
Материал из газеты

Первая в России ретроспектива одного из законодателей стиля ХХ века

Творческая биография Мариано Фортуни (1871–1949) поражает разнообразием направлений и видов искусства, в которых проявился его талант. Даже для Belle Epoque, когда господствовал стиль модерн с его идеей синтеза искусств, такая разносторонность была редкостью. Модельер, дизайнер, сценограф, но и основатель фабрики тканей в Венеции, до сих пор носящей его имя.Сын известного в Испании художника-ориенталиста Мариано Фортуни-и-Марсала (1838–1874), он унаследовал от отца не только дар живописца, но и страсть к истории искусства.

Родители Фортуни собирали испано-мавританскую керамику, старинное оружие, персидские ковры, восточную чеканку и ткани.

Их увлечение стариной и Востоком не могло не оказать влияния на молодого Мариано. В конце ­1890-х он всерьез занялся набойкой тканей и изобрел свои технологии окрашивания текстиля и печати по ткани, где воспроизводил глубину и цвет старинных материалов. В начале 1900-х  дизайнер создал целую коллекцию парчи, бархата и гобеленов в венецианской технике XIV–XV веков. В Венеции до сих пор работает фабрика Фортуни, выпускающая ткани, в том числе по его эскизам и технологиям.

От производства тканей Фортуни перешел к созданию моделей одежды, сшитой из тканей собственной фабрики. В Венеции же он открыл свой  дом моды, клиентками которого были тогдашние звезды, в том числе танцовщица Айседора Дункан и актриса Сара Бернар. Они же популяризировали придуманный Фортуни фасон платьев в античном стиле. Специально для этого мастер разработал и запатентовал свой способ плиссировки шелка, позднее названный «плиссировкой Фортуни». Еще одним направлением деятельности Фортуни было создание абажуров из шелка — для этой цели он открыл вторую фабрику, которая действовала до конца 1920-х.

Понятно, что выставка в Эрмитаже не может объять необъятное, но представит главное: там будут авторские платья и ткани Фортуни, а также современная продукция его фабрики. Большинство экспонатов приедет в Санкт-Петербург из музеев Венеции, будут там вещи и из частных собраний. А еще ее украсит хранящаяся в Эрмитаже испано-мавританская ваза с золотым люстром, датируемая второй половиной XIV века, из коллекции семьи Фортуни. Ее приобрел один парижский антиквар, а в 1885 году в составе его большой коллекции она поступила в музей. Выставка обещает быть более чем зрелищной, поскольку, по замыслу ее куратора Татьяны Лехович, наследие художника будет выставлено вместе с итальянскими средневековыми и ренессансными тканями, античной скульптурой и восточной керамикой из собрания Эрмитажа.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+