18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Эрмитаж облачается в платье от Мариано Фортуни и его фабрики

№49
Материал из газеты

Первая в России ретроспектива одного из законодателей стиля ХХ века

Творческая биография Мариано Фортуни (1871–1949) поражает разнообразием направлений и видов искусства, в которых проявился его талант. Даже для Belle Epoque, когда господствовал стиль модерн с его идеей синтеза искусств, такая разносторонность была редкостью. Модельер, дизайнер, сценограф, но и основатель фабрики тканей в Венеции, до сих пор носящей его имя.Сын известного в Испании художника-ориенталиста Мариано Фортуни-и-Марсала (1838–1874), он унаследовал от отца не только дар живописца, но и страсть к истории искусства.

Родители Фортуни собирали испано-мавританскую керамику, старинное оружие, персидские ковры, восточную чеканку и ткани.

Их увлечение стариной и Востоком не могло не оказать влияния на молодого Мариано. В конце ­1890-х он всерьез занялся набойкой тканей и изобрел свои технологии окрашивания текстиля и печати по ткани, где воспроизводил глубину и цвет старинных материалов. В начале 1900-х  дизайнер создал целую коллекцию парчи, бархата и гобеленов в венецианской технике XIV–XV веков. В Венеции до сих пор работает фабрика Фортуни, выпускающая ткани, в том числе по его эскизам и технологиям.

От производства тканей Фортуни перешел к созданию моделей одежды, сшитой из тканей собственной фабрики. В Венеции же он открыл свой  дом моды, клиентками которого были тогдашние звезды, в том числе танцовщица Айседора Дункан и актриса Сара Бернар. Они же популяризировали придуманный Фортуни фасон платьев в античном стиле. Специально для этого мастер разработал и запатентовал свой способ плиссировки шелка, позднее названный «плиссировкой Фортуни». Еще одним направлением деятельности Фортуни было создание абажуров из шелка — для этой цели он открыл вторую фабрику, которая действовала до конца 1920-х.

Понятно, что выставка в Эрмитаже не может объять необъятное, но представит главное: там будут авторские платья и ткани Фортуни, а также современная продукция его фабрики. Большинство экспонатов приедет в Санкт-Петербург из музеев Венеции, будут там вещи и из частных собраний. А еще ее украсит хранящаяся в Эрмитаже испано-мавританская ваза с золотым люстром, датируемая второй половиной XIV века, из коллекции семьи Фортуни. Ее приобрел один парижский антиквар, а в 1885 году в составе его большой коллекции она поступила в музей. Выставка обещает быть более чем зрелищной, поскольку, по замыслу ее куратора Татьяны Лехович, наследие художника будет выставлено вместе с итальянскими средневековыми и ренессансными тканями, античной скульптурой и восточной керамикой из собрания Эрмитажа.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+