18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Чтобы помнили

№49
Материал из газеты

«Процессы. Опыты искусства в музее», программа выставок и дискуссий в Музее истории ГУЛАГа, подготовленная фондом V–A–C и рассчитанная на полгода, открылась выставкой Михаила Толмачева

Начинку этого большого, многосоставного проекта из нескольких выставок и многочисленных мероприятий: дискуссий, круглых столов, кинопоказов, перформансов, концертов — разработали кураторы фонда V–A–C («Виктория — искусство быть современным»), а Государственный музей истории ГУЛАГа предоставил современному искусству свои пространства.

Анна Ильченко, один из кураторов программы «Процессы», объяснила TANR ее задачи так: «Сотрудничество нашего фонда с Музеем истории ГУЛАГа —  еще один результат работы V–A–C с нехудожественными институциями, в которых мы ищем возможности сосуществования традиционного музея и актуального искусства». По ее словам, этот музей — новая территория, ставшая продуктивной площадкой для тех, кому небезразлична политическая история России, а современное искусство — область наиболее активного критического знания. «Исторический и визуальный нарратив о больших социальных катастрофах, в ряду которых ГУЛАГ занимает одно из центральных мест, часто становится поводом для спекуляций. Музей должен противостоять стремлению превратить реальную человеческую трагедию в очередную ставку в политической игре. Актуальное искусство в его контексте — важнейший критический инструмент, способный ставить сложные вопросы», — подчеркнула куратор.

«Мы очень заинтересова­ны в расширении своих границ и привлечении художественного сообщества для образного осмысления истории репрессий и создания новых произведений искусства», — говорит директор музея Роман Романов. У музея уже есть богатый опыт взаимодействия с современными художниками. Пока программа рассчитана на полгода. «Пакт молчания» Михаила Толмачева, первая ее выставка, открылся в ноябре. Последний анонс датирован апрелем, когда здесь покажут «Памятник всем на радость» — премьеру документального фильма эстонской художницы Кристины Норман.

Михаил Толмачев, студент Высшей школы искусств и графики в Лейпциге, рассказывает, что фотопроект «Пакт молчания» создавался параллельно программе «Процессы», поэтому разделить их сложно. «Моя новая работа строится вокруг „Соловецкого фотоальбома“ из коллекции Музея ГУЛАГа. Ценность ее в том, что она поднимает пласт вопросов истории репрессий в России, касающихся репрезентации прошлого, работы памяти и мемориальной культуры в целом, но и роли современных художественных практик», — поясняет художник.

В рамках программы также запланированы криминалистические инсталляции «Череп Менгеле» Эяля Вайцмана, Томаса Кинана и «Череп Лейбница» Хито Штайерля (до 11 декабря), перформанс «Судебный процесс» Росселлы Бискотти (17 декабря — 13 января), коллективная выставка «Ландшафт» «Лаборатории городской фауны» (18 января — 11 марта), исследовательский проект «Вандомская насыпь» калифорнийского архитектора Дэвида Гиссена (март), мультимедийная инсталляция «Всемирный суд. Репетиция» канадки Джуди Радул (март — апрель).

Музей истории ГУЛАГа продолжит сотрудничество с институциями, занимающимися современным искусством, а также откроет арт-резиденцию в павильоне рядом с музеем уже в 2017 году.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+