18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Эпоха складывается из мгновений

Альбом Якова Халипа, выпущенный к его ретроспективе в Центре фотографии имени братьев Люмьер, посвящен важнейшим моментам истории страны в ХХ веке

После возвращения папанинцев с Северного полюса (Яков Халип фиксировал их экспедицию в жанре эпического повествования) в Кремле устроили прием. Сталин был в хорошем настроении, приглашал дам танцевать. Пригласил и жену Халипа. Сын его вспоминает: «После тура вальса отец подошел к Сталину и представился: „Я фотокорреспондент и только что пропустил такой замечательный снимок“. Сталин спросил: „А ты хорошо снимать умеешь?“

На что отец ответил, что, наверное, неплохо, если его послали в такую ответственную командировку. Сталин приказал, чтобы принесли камеру. Утром в „Известиях“ на первой полосе была фотография Халипа с кремлевского приема».

Свой первый известный кадр Яков Халип (1808–1980) сделал 16-летним школьником на Красной площади в день похорон Ленина. Снимок разместили в школьной стенгазете. Одного из лучших учеников Александра Родченко, Халипа неслучайно называют «учеником авангарда» — очень уж на него повлияли конструктивистские ракурсы. Впрочем, корни «эстетического подхода к действительности» у фотографа еще более ранние: сын суфлера Мариинского театра и оперной певицы Императорских театров, Халип был сформирован эпохой Серебряного века.

Начинал он в кино. В 1927 году стал фотографом легендарного фильма Бориса Барнета «Москва в Октябре». Позже занимался рекламными съемками для Интуриста, создавая визуальный, фотографический аналог пропагандистской витрины СССР. Именно в эти годы складываются его репутация и популярность, в конечном счете приведшие фотографа и на Северный полюс. Арктический эпос стал одним из важнейших циклов в творчестве Халипа, таким же как позже его военные корреспонденции (во время Второй мировой войны он работал в газете «Красная звезда»).

В Центре фотографии имени братьев Люмьер над халиповской ретроспективой работали больше десяти лет, после того как в 2003-м стал доступен его архив. К большой монографической выставке, куда вошли самые важные снимки Халипа, сгруппированные по циклам («Фотограф в кино», «Опыт фотоавангарда», «Арктический эпос», «Военный фотокорреспондент», «Послевоенный репортаж»), выпустили большой изящный альбом «Поколение. Наследник авангарда Яков Халип» (издательство Paulsen), а еще отдельную брошюру, прицельно отданную северной экспедиции. Фотографии Халипа, выстроенные здесь в последовательный рассказ, перемежаются картами и уникальными артефактами.

Каталог выставки выглядит более традиционно и основательно. Черно-белые в основном фотографии — цветные снимки появляются ближе к финалу — опубликованы вместе со сканами книг и журналов, для которых они создавались. Наталья Григорьева-Литвинская, главный куратор Центра имени братьев Люмьер, считает этот издательский комплект «очередной победой всей российской фотографии в целом». В своем вступительном слове она уточняет замысел: «Мы попытались сделать книгу не только о мастерстве выдающегося художника, но и о самых важных моментах истории нашей страны, которые Халип тщательно фиксировал».

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+