18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Имеет ли особую ценность искусство диктатуры?

№48
Материал из газеты

Культуру нельзя разъять на «официозную» и «подпольную»: новые исследования немецких искусствоведов говорят о том, что политическое искусство плохо делится на составляющие

Со времени обширного обзора культурной политики нацистов, написанного Йозефом Вульфом и изданного полвека назад в пятитомнике об искусстве Третьего рейха, постоянно шел поток публикаций, освещающих самые разные аспекты этой темы. Однако из-за стремления к максимально узкой специализации от ученых все время ускользал общий контекст нацистской политики в сфере «творческих практик» и «политического заказа». Именно поэтому год назад Центр документации «Топография террора» провел в Берлине ряд семинаров, посвященных официальному искусству Германии 1930–1940-х. Теперь прочитанные доклады собраны в одном томе под названием «Искусство в национал-социалистическом государстве: идеология, эстетика, приверженцы», который, несмотря на 472 страницы, выглядит компактным и удобным для чтения. Весьма долго интерес искусствоведов был прикован в основном к «дегенеративному искусству», подвергавшемуся гонениям, тогда как искусство официальное резко отрицалось и не считалось ценным. Сегодня уже нельзя столь сильно упрощать картину: появилось немало исследований, вскрывающих множественные связи официального и неофициального, их взаимозависимость и преемственность. Эта ситуация максимально высвечена в архитектуре и кино, а также в музыке, особенно популярной. Изобразительные искусства тоже обслуживали интересы государства, и 1933 год отнюдь не был водоразделом между нацистами, считавшими его годом «национал-социалистической революции», и художниками, многих из которых в дальнейшем объявили вне закона. Диалектика официоза и культурного сопротивления ему рассматривается в 28 главах этой ценной антологии.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+