Имеет ли особую ценность искусство диктатуры?

№48, ноябрь-декабрь 2016
№48
Материал из газеты

Культуру нельзя разъять на «официозную» и «подпольную»: новые исследования немецких искусствоведов говорят о том, что политическое искусство плохо делится на составляющие

Со времени обширного обзора культурной политики нацистов, написанного Йозефом Вульфом и изданного полвека назад в пятитомнике об искусстве Третьего рейха, постоянно шел поток публикаций, освещающих самые разные аспекты этой темы. Однако из-за стремления к максимально узкой специализации от ученых все время ускользал общий контекст нацистской политики в сфере «творческих практик» и «политического заказа». Именно поэтому год назад Центр документации «Топография террора» провел в Берлине ряд семинаров, посвященных официальному искусству Германии 1930–1940-х. Теперь прочитанные доклады собраны в одном томе под названием «Искусство в национал-социалистическом государстве: идеология, эстетика, приверженцы», который, несмотря на 472 страницы, выглядит компактным и удобным для чтения. Весьма долго интерес искусствоведов был прикован в основном к «дегенеративному искусству», подвергавшемуся гонениям, тогда как искусство официальное резко отрицалось и не считалось ценным. Сегодня уже нельзя столь сильно упрощать картину: появилось немало исследований, вскрывающих множественные связи официального и неофициального, их взаимозависимость и преемственность. Эта ситуация максимально высвечена в архитектуре и кино, а также в музыке, особенно популярной. Изобразительные искусства тоже обслуживали интересы государства, и 1933 год отнюдь не был водоразделом между нацистами, считавшими его годом «национал-социалистической революции», и художниками, многих из которых в дальнейшем объявили вне закона. Диалектика официоза и культурного сопротивления ему рассматривается в 28 главах этой ценной антологии.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+