Реликвии Реформации первый раз покидают Германию для выставок в США

№48, ноябрь-декабрь 2016
№48
Материал из газеты

В 2017-м году Европа широко отметит 500-летие начала Реформации. Немецкие музеи отправляют в Америку манускрипты, реликвии и артефакты, имеющие отношение к этой дате

Лютер. 1525. Лукас Кранах Старший
Лютер. 1525. Лукас Кранах Старший

В следующем году в протестантских странах Европы будет широко отмечаться 500-летие начала Реформации. В связи с этим целый ряд немецких институций отправляют для показа в США манускрипты, реликвии и произведения искусства, имеющие отношение к истории Реформации. Большинство этих экспонатов, включая и легендарную кафедру из церкви в Виттенберге, где проповедовал Мартин Лютер, а также одна из пяти сохранившихся оригинальных печатных копий его знаменитых «95 тезисов», никогда не покидали Германию. В результате сразу в трех американских институциях — в Библиотеке и музее Моргана в Нью-Йорке, в библиотеке Университета Эмори в Атланте и в Институте искусств Миннеаполиса (MIA) — открылись три выставки, посвященные Лютеру и его учению.

Выставки в Нью-Йорке и Атланте сфокусированы на теме Реформации и книгопечатания. В Музей Моргана привезли в числе других редких документов рукописный черновик лютеровского перевода Библии. В свою очередь, выставка в Миннеаполисе привлекает внимание к влиянию Реформации на художественную культуру. Протестантская революция породила, по мнению куратора выставки, «куда более суровое искусство». В MIA показывают работы Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553), главного художника Реформации, изображавшего библейские сюжеты в жестоком, порой «кровавом» ключе (Лютер и Кранах, кстати, были крестными отцами детей друг друга).

Выставка в Миннеаполисе включает и находки из раскопок, которые велись в 2004–2005 годах в домах, где рос Лютер, в немецких городках Айслебен и Мансфельд. Обнаруженные вещи, в том числе фрагменты обшивки домов и стеклянной посуды, проливают свет на ранние годы будущего религиозного реформатора. «Они, в частности, свидетельствуют о том, что семья Лютера была куда богаче, чем он потом пытался представить», — замечает куратор Том Рассёр.

Три выставки, которые проводятся одновременно, возможно также помогут найти дополнительное финансирование для реставрации и консервации памятников к юбилейному году (дом Лютера в Виттенберге закрывается в конце этого года на капитальную реставрацию). MIA уже выделил средства на реставрацию кафедры Лютера из храма Святого Андрея в Эйслебене, которая, по словам Тома Рассёра, «стоит в этой церкви уже не одну сотню лет и требует серьезной работы». Выставки организованы совместно с Государственным музеем первобытной истории в Галле, Мемориальным фондом Лютера в Саксонии-Ангальте, Музеем немецкой истории в Берлине и Фондом замка Фриденштайн в Готе.

Библиотека и музей Моргана
Революция Мартина Лютера

До 22 января 2017

Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
5
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
6
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+