18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Спонсоры: за и против

№48
Материал из газеты

Из-за урезания государственного финансирования музеи стремятся заручиться поддержкой богатых покровителей. Иначе взять денег неоткуда

Этой осенью директор лондонского музея Тейт Модерн Фрэнсис Моррис организовала выставку послевоенного европейского и азиатского искусства в Коллекции Джорджа Эконому, частном афинском музее, названном в честь основателя — греческого судовладельца. В нынешнем году здесь также показали проект, посвященный минимализму, автором которого выступил Марк Годфри, куратор Тейт. Выставки в Афинах состоялись вслед за щедрыми пожертвованиями греческого магната, одного из попечителей Фонда Тейт — совета музея, занимающегося и фандрайзингом. В Тейт отказались назвать сумму, принятую от Эконому. Однако ее хватило на целый зал в новом крыле Тейт Модерн.

Эта дружба одного из ведущих мировых музеев с богатым покровителем — пример усиления связей между госучреждениями и миллиардерами в эпоху скудного бюджетного финансирования. Многие состоятельные коллекционеры открывают собственные галереи и обращаются к кураторам и директорам государственных музеев с просьбой организовать для них выставки. «Раньше между частными интересами и общественными целями пролегала пропасть, а теперь над нею возведены мосты, — объясняет компетентный источник из музейной среды. — Сегодня музеи работают  иначе».

Моррис не единственный директор, которого попросили организовать выставку для щедрого мецената. В 2011 году Ивона Блазвик, руководитель лондонской галереи Whitechapel, заключила трехлетний контракт с англо-канадской семьей Уэстон. В обмен на финансовую поддержку выставок Whitechapel Блазвик занималась выставками в художественной галерее Уэстонов в Виндзоре, неподалеку от Орландо во Флориде.

Майкл Гован, директор Художественного музея округа Лос-Анджелес (LACMA), сдружился с французским магнатом, крупнейшим производителем предметов роскоши Франсуа Пино, когда они сообща боролись за инсталляцию Брюса Наумана «Для начинающих» (2010). Пино купил работу в 2011 году и передал ее LACMA. Через два года Гован стал одним из кураторов выставки японской группы «Моно-ха» и итальянского движения arte povera в Центре современного искусства «Пунта делла Догана» — частном музее Пино в Венеции. «У нас совпадают художественные вкусы, поэтому он предложил мне выстроить диалог со своим собранием, что привело к плодотворному сотрудничеству», — заявил Гован.

«Финансирование музеев корпорациями нередко осуждается, например проходили даже демонстрации против сотрудничества ВР и Тейт. Общественность не хочет, чтобы музеи жили за счет сигаретных или нефтяных денег. Но кто же тогда будет их финансировать?» — вопрошает бельгийский коллекционер Ален Серве. «Ключевой вопрос состоит в том, — отмечает Николас Каллинан, директор Национальной портретной галереи в Лондоне, — каким образом музей переходит эту опасную грань: объявляет ли он об этом открыто и делает ли это в интересах посетителей, сотрудников и попечителей?» Связываясь с частными коллекционерами, музеи забывают о своей высокой миссии, предостерегает Адриан Эллис, директор консалтингового агентства по вопросам искусства AEA Consulting. «Музеи поддерживаются государством либо прямым финансированием, как в Европе, либо налоговыми льготами, как в Соединенных Штатах. Если же выгоду при этом получают коллекционеры, то получается, что деньги забирают у бедных и отдают богатым».

Коллекция Джорджа Эконому, говорит ее директор Скарлет Сматана, — «некоммерческое выставочное пространство, открытое для всех желающих, где проводятся выставки, способствующие развитию международного диалога». Приглашенные кураторы, по ее словам, делятся своим опытом и предлагают различные точки зрения на собрание. При этом Сматана отказалась ответить на вопрос, продавала ли Коллекция Джорджа Эконому произведения искусства из своего собрания, как нередко поступают частные коллекционеры, стремясь заработать на «знаке качества», полученном от уважаемого государственного музея.

Пресс-секретарь Тейт отметила, что пожертвование Эконому сделано в 2011 году, задолго до того, как Моррис предложили организовать выставку в Афинах и она стала директором Тейт Модерн. Кроме того, кураторов Тейт часто зовут поработать вне стен музея.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+