Спонсоры: за и против

№48, ноябрь-декабрь 2016
№48
Материал из газеты

Из-за урезания государственного финансирования музеи стремятся заручиться поддержкой богатых покровителей. Иначе взять денег неоткуда

Выставку в венецианской Пунта делла Догана, где расположен частный музей Франсуа Пино, однажды курировал Майкл Гован из Художественного музея округа Лос-Анджелес / courtesy of Punta della Dogana gallery
Выставку в венецианской Пунта делла Догана, где расположен частный музей Франсуа Пино, однажды курировал Майкл Гован из Художественного музея округа Лос-Анджелес / courtesy of Punta della Dogana gallery

Этой осенью директор лондонского музея Тейт Модерн Фрэнсис Моррис организовала выставку послевоенного европейского и азиатского искусства в Коллекции Джорджа Эконому, частном афинском музее, названном в честь основателя — греческого судовладельца. В нынешнем году здесь также показали проект, посвященный минимализму, автором которого выступил Марк Годфри, куратор Тейт. Выставки в Афинах состоялись вслед за щедрыми пожертвованиями греческого магната, одного из попечителей Фонда Тейт — совета музея, занимающегося и фандрайзингом. В Тейт отказались назвать сумму, принятую от Эконому. Однако ее хватило на целый зал в новом крыле Тейт Модерн.

Эта дружба одного из ведущих мировых музеев с богатым покровителем — пример усиления связей между госучреждениями и миллиардерами в эпоху скудного бюджетного финансирования. Многие состоятельные коллекционеры открывают собственные галереи и обращаются к кураторам и директорам государственных музеев с просьбой организовать для них выставки. «Раньше между частными интересами и общественными целями пролегала пропасть, а теперь над нею возведены мосты, — объясняет компетентный источник из музейной среды. — Сегодня музеи работают  иначе».

Моррис не единственный директор, которого попросили организовать выставку для щедрого мецената. В 2011 году Ивона Блазвик, руководитель лондонской галереи Whitechapel, заключила трехлетний контракт с англо-канадской семьей Уэстон. В обмен на финансовую поддержку выставок Whitechapel Блазвик занималась выставками в художественной галерее Уэстонов в Виндзоре, неподалеку от Орландо во Флориде.

Майкл Гован, директор Художественного музея округа Лос-Анджелес (LACMA), сдружился с французским магнатом, крупнейшим производителем предметов роскоши Франсуа Пино, когда они сообща боролись за инсталляцию Брюса Наумана «Для начинающих» (2010). Пино купил работу в 2011 году и передал ее LACMA. Через два года Гован стал одним из кураторов выставки японской группы «Моно-ха» и итальянского движения arte povera в Центре современного искусства «Пунта делла Догана» — частном музее Пино в Венеции. «У нас совпадают художественные вкусы, поэтому он предложил мне выстроить диалог со своим собранием, что привело к плодотворному сотрудничеству», — заявил Гован.

«Финансирование музеев корпорациями нередко осуждается, например проходили даже демонстрации против сотрудничества ВР и Тейт. Общественность не хочет, чтобы музеи жили за счет сигаретных или нефтяных денег. Но кто же тогда будет их финансировать?» — вопрошает бельгийский коллекционер Ален Серве. «Ключевой вопрос состоит в том, — отмечает Николас Каллинан, директор Национальной портретной галереи в Лондоне, — каким образом музей переходит эту опасную грань: объявляет ли он об этом открыто и делает ли это в интересах посетителей, сотрудников и попечителей?» Связываясь с частными коллекционерами, музеи забывают о своей высокой миссии, предостерегает Адриан Эллис, директор консалтингового агентства по вопросам искусства AEA Consulting. «Музеи поддерживаются государством либо прямым финансированием, как в Европе, либо налоговыми льготами, как в Соединенных Штатах. Если же выгоду при этом получают коллекционеры, то получается, что деньги забирают у бедных и отдают богатым».

Коллекция Джорджа Эконому, говорит ее директор Скарлет Сматана, — «некоммерческое выставочное пространство, открытое для всех желающих, где проводятся выставки, способствующие развитию международного диалога». Приглашенные кураторы, по ее словам, делятся своим опытом и предлагают различные точки зрения на собрание. При этом Сматана отказалась ответить на вопрос, продавала ли Коллекция Джорджа Эконому произведения искусства из своего собрания, как нередко поступают частные коллекционеры, стремясь заработать на «знаке качества», полученном от уважаемого государственного музея.

Пресс-секретарь Тейт отметила, что пожертвование Эконому сделано в 2011 году, задолго до того, как Моррис предложили организовать выставку в Афинах и она стала директором Тейт Модерн. Кроме того, кураторов Тейт часто зовут поработать вне стен музея.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+