18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Десять из ста лучших фотографий

Американский журнал Time отобрал сто самых важных фотографий всех времен. Мы решили остановиться на десяти кадрах, имеющих отношение к России или оказавших влияние на историю искусства

Проект 100 Photographs — это история самых значимых снимков: от первой в мире фотографии Жозефа Ньепса «Вид из окна» 1826 года до кадра с мертвым сирийским мальчиком Аланом Курди, который был сделан в 2015 году и стал символом трагедии всех беженцев. Помимо истории создания каждой фотографии, на сайт выложены 20 документальных фильмов о некоторых из них. Журналисты, а также фотографы, историки и кураторы объяснили свой выбор: «Каждая из этих фотографий является поворотным пунктом в нашем человеческом опыте».


Жозеф Ньепс. «Вид из окна»

Говорят, что первое стойкое изображение в камере-обскуре Ньепс получил в 1822 году. Однако до нас дошел лишь снимок 1826 года, когда Ньепс начал использовать вместо медных и цинковых пластин сплав олова со свинцом. Экспозиция длилась восемь часов, зато изобретатель впервые в истории обошелся без услуг художника и зафиксировал точное изображение объекта, «нарисованное» светом.


Луи Дагер. «Бульвар дю Тампль»

Снимок считается первым изображением человека, хотя его на нем даже не видно. Именно Дагер запатентовал 19 августа 1839 года метод создания фотографии (дагеротипию), и теперь каждый год эта дата отмечается как Всемирный день фотографии. Существует легенда, что художник Поль Деларош, узнав о дагеротипии, воскликнул: «Живопись умерла с этого дня».


Эдвард Мейбридж. «Лошадь в движении»

Мейбридж придумал снимать на несколько камер сразу. Его «хронофотографии» оказали огромное влияние не только на импрессионизм (Эдгар Дега с огромным вниманием изучал снимки автора, фрагментирующие движение), но и на рождение кинематографа, вдохновив, например, братьев Люмьеров, для которых книга Мейбриджа «Человек в движении» была одной из любимых.


Эдвард Стейхен. «Лунный свет в пруду»

Именно пиктореалисты (термин появился в 1869 году) провозгласили фотографию произведением искусства, а фотографа — настоящим художником. Фотографы кисточкой накладывали соли серебра, в работе имитировали технику рисунка, гравюры, живописи. Эдвард Стейхен и Альфред Стиглиц, основавшие знаменитую группу «Фотосецессион», в конце концов, добились признания фотографии как вида высокого искусства. В 2006 году первый выполненный ночью цветной снимок авторства Стейхена был продан на аукционе Sotheby’s за $3 млн.


Дмитрий Бальтерманц. «Горе»

В рейтинг Time вошли две фотографии наших соотечественников, и одна из них — советского фотокорреспондента родом из Варшавы Дмитрия Бальтерманца. Фотограф и журналист, он оказал огромное влияние на жанр фоторепортажа, снимая не только духоподъемные сюжеты, но страдания и смерть. «Огоньковские» обложки Бальтерманца вырезали и вешали дома вместо картин. Фотограф создал визуальный язык, понятный не только советским, но и западным зрителям, поэтому еще при жизни у него прошло много выставок за границей, его знали и любили многие мэтры фотографии, например Анри Картье-Брессон, Джозеф Куделка (снимки которых тоже вошли в сотню) и Марк Рибу.


Евгений Халдей. «Знамя Победы над Рейхстагом»

Евгений Халдей со своей камерой Leica прошел всю войну, все 1418 дней, от Мурманска до Берлина. Даже зная, что кадр «Знамя Победы над Рейхстагом» был постановочным, нельзя отрицать огромный вклад, который фотограф внес в историческое наследие нашей страны. На международном фестивале фотожурналистики во Франции фотографу была присуждена почетная награда — титул «Рыцарь ордена искусств и литературы».


Филипп Халсман. «Дали Атомикус»

Родоначальник сюрреализма в фотографии, художник, который в прямом смысле заставил попрыгать всех — от актеров до президентов. Дружба фотографа с Сальвадором Дали длилась более 30 лет, и за эти годы они вместе создали множество уникальных снимков. Этот кадр был вдохновлен картиной Дали «Атомная Леда», и это прекрасный пример того, как важно упорство в любом деле. Прежде чем идея удалась, автор сделал 28 неудачных кадров.


Гарольд Эджертон. «Корона молочной капли»

«Не надо делать из меня художника, все, что меня интересует, это факты и только они», — говорил Эджертон про свои работы, но снимки с зависшими воздухе каплями и взрывами, от фруктовых до атомных, все равно приобретали статус произведений искусства. Благодаря Эджертону и изобретенной им фотовспышке идея фиксировать мимолетное, лелеемая Мейбриджем, получила свое максимальное воплощение.


Ричард Принс. «Ковбой»

Один из самых высокооплачиваемых примеров использования поп-арта в фотографии (на аукционе Christie’s в 2005 году отпечаток этого снимка продали за $1,2 млн). Ныне здравствующий художник продолжает исследовать проблему оригинальности в искусстве и предлагать миру новые произведения в жанре апроприации, выручая за это неплохие суммы. Из последних достижений — проданные по $100 тыс. кадры случайных пользователей Instagram.


Андреас Гурски. «99 центов»

Изображая западную цивилизацию во всей ее численной, серийной и обезличенной форме, Гурски остается перфекционистом, и производство его работ по стоимости приближается к их же миллионным ценам на аукционах. Не в пример Принсу, фотограф невероятно скрупулезен, и отдельные кадры, из которых он аккуратно склеивает исходник музейного формата, он ретуширует до мельчайших деталей. Пример именно художественной работы фотографа, снимки которого сегодня заменяют жанр исторической живописи.

Со всей сотней снимков, выбранных Time, можно познакомиться на сайте проекта 100 Photographs.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+