18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Алтарь бесстрашия акциониста Кристофа Шлингензифа

№48
Материал из газеты

Галерея на Солянке готовит ретроспективу рано ушедшего из жизни художника

В юности, изучая историю искусства и философию в Мюнхенском университете, Кристоф Шлингензиф (1960–2010) увлекся кинематографом, запоем смотрел фильмы Луиса Бунюэля, Вернера Херцога, Райнера Фасcбиндера. Затем, с восьми лет не расстававшийся с видеокамерой Super 8, он бросил учебу и, дважды провалив экзамены в киношколу, начал снимать сам. После его абсурдистских триллеров,  как «Немецкая резня бензопилой» (1990), о Шлингензифе заговорили.

В 1997 году на выставке Documenta 10 он провел свою первую акцию, за которую его тут же арестовали — за призыв убить Гельмута Коля, канцлера Германии. К теме политики художник вернулся в проекте «Шанс-2000»: создал партию маргиналов, вступившую в реальную предвыборную борьбу, а вдобавок пригласил всех безработных немцев искупаться в озере у загородного дома Коля. Уровень воды должен был подняться настолько, чтобы затопить резиденцию, заставив увидеть реальные масштабы безработицы в стране.

Критикуя расизм, насилие и жестокость в проектах «Иностранцы, вон! Пожалуйста, любите Австрию» (2000), «АТТА АТТА» (2003), «Африканские башни-близнецы» (2005–2009), художник часто переступал общепринятые нормы и нарушал табу, но лишь для того, чтобы заострить социальные проблемы, а в интервью между тем заявлял: «Мой страх заставляет меня находить изображения для него. Я хочу испытать себя, почувствовать, что я жив».

Выставка в Галерее на Солянке покажет именно такого художника — смелого, призывающего мыслить критически, — через его акции и перформансы, видео, фотографии и цитаты из интервью. Надо помнить однако, говорит куратор московской выставки Маргарита Осепян, что очень важное место в творчестве Шлингензифа занимал и театр — неслучайно выставка пройдет в рамках театрального фестиваля NET. Свои театральные эксперименты Шлингензиф переносил и в акции. С 2004 по 2007 год он работал над проектами-аниматографами («иллюстраторами души», как объяснял сам автор). Созданные в Австрии, Германии, Исландии, Намибии, они соединяли перформанс, театр и инсталляцию, а еще в них неизменно присутствовала сцена с вращающейся каруселью, на которую проецировались фрагменты из фильмов Шлингензифа.

В 2011 году нам уже показывали творчество художника: на основной выставке Московской биеннале современного искусства нужны было пройти по его Стальному пути, заглядывая в глазки металлических шкафов-раздевалок, чтобы увидеть фрагменты его же фильмов. Теперь московская выставка станет памятью о мечтателе, который ушел из жизни, не успев закончить проект «Церковь страха» для павильона Германии на 54-й Венецианской биеннале, завершенный уже без него и получивший там «Золотого льва».

Галерея на Солянке
Кристоф Шлингензиф

24 ноября – 18 января 2017

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
7
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+