18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Забытая история

№48
Материал из газеты

Музеи современного искусства в Берлине после Второй мировой войны подверглись масштабной реконструкции и полному переформатированию коллекций

К концу войны в 1945 году знаменитые Прусские музеи в Берлине лежали в руинах. В этой ситуации берлинский магистрат, по-прежнему отвечавший за город в целом, уже в ноябре 1945-го принял решение учредить собственную коллекцию, которая с 1948 года носила официальное название «Галерея XX века». Как отдельное учреждение она просуществовала в Западном Берлине до 1968-го, а затем влилась в созданный тогда же Фонд прусского культурного наследия. Тот факт, что во всемирно известном здании Новой национальной галереи власти Западного Берлина изначально хотели разместить Галерею XX века, давно забыт, как и само существование отдельной городской коллекции. Теперь ее история впервые исследована в книге Кристины Томсон и Петры Винтер.

Изначально галерея должна была стать «музеем живого искусства», дабы установить «органичную связь с актуальными течениями». Идеальным кандидатом на пост ее главы стал директор отдела изобразительных искусств магистрата Адольф Яннаш (1898–1984). Еще с 1919 года директор Национальной галереи Людвиг Юсти (1876–1957) собирал ее коллекцию во Дворце кронпринцев — одном из первых в мире музеев, посвященных только современному искусству. Начиная с 1946 года Юсти работал над возрождением Национальной галереи, откуда нацисты изъяли более 500 работ, а Яннаш занялся комплектованием нового собрания. Из-за ограниченности ресурсов он сосредоточился на актуальных художниках, живших тогда в Берлине. Едва галерея открылась, как случившееся в том же 1948 году политическое разделение Берлина разорвало ее надвое. Некоторые работы из Галереи XX века приняла Национальная галерея на востоке города. На западе в начале 1960-х возникла собственная Национальная галерея. К договоренности там пришли лишь в 1967 году. Западная Национальная галерея получила 350 картин и скульптур из Галереи XX века. При этом ее директор Вернер Хафтман сожалел по поводу «злодейского разорения» коллекции. Он считал, что восполнить утраты, понесенные в период нацизма, «можно будет лишь спустя долгое время». На церемонии открытия Новой национальной галереи 15 сентября 1968 года он признал, что Галерея XX века и Национальная галерея всегда шли к слиянию, «ибо обе они ориентировались на один образец для подражания — бывшую коллекцию Дворца кронпринцев».

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
На протяжении жизни художник пробовал себя в самых разных жанрах и везде создавал выдающиеся произведения. Широкому зрителю запомнилась поздняя стадия его творчества — историческая живопись. Новая выставка показывает Ульянова во всем его многообразии
19.03.2024
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+