18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Забытая история

№48
Материал из газеты

Музеи современного искусства в Берлине после Второй мировой войны подверглись масштабной реконструкции и полному переформатированию коллекций

К концу войны в 1945 году знаменитые Прусские музеи в Берлине лежали в руинах. В этой ситуации берлинский магистрат, по-прежнему отвечавший за город в целом, уже в ноябре 1945-го принял решение учредить собственную коллекцию, которая с 1948 года носила официальное название «Галерея XX века». Как отдельное учреждение она просуществовала в Западном Берлине до 1968-го, а затем влилась в созданный тогда же Фонд прусского культурного наследия. Тот факт, что во всемирно известном здании Новой национальной галереи власти Западного Берлина изначально хотели разместить Галерею XX века, давно забыт, как и само существование отдельной городской коллекции. Теперь ее история впервые исследована в книге Кристины Томсон и Петры Винтер.

Изначально галерея должна была стать «музеем живого искусства», дабы установить «органичную связь с актуальными течениями». Идеальным кандидатом на пост ее главы стал директор отдела изобразительных искусств магистрата Адольф Яннаш (1898–1984). Еще с 1919 года директор Национальной галереи Людвиг Юсти (1876–1957) собирал ее коллекцию во Дворце кронпринцев — одном из первых в мире музеев, посвященных только современному искусству. Начиная с 1946 года Юсти работал над возрождением Национальной галереи, откуда нацисты изъяли более 500 работ, а Яннаш занялся комплектованием нового собрания. Из-за ограниченности ресурсов он сосредоточился на актуальных художниках, живших тогда в Берлине. Едва галерея открылась, как случившееся в том же 1948 году политическое разделение Берлина разорвало ее надвое. Некоторые работы из Галереи XX века приняла Национальная галерея на востоке города. На западе в начале 1960-х возникла собственная Национальная галерея. К договоренности там пришли лишь в 1967 году. Западная Национальная галерея получила 350 картин и скульптур из Галереи XX века. При этом ее директор Вернер Хафтман сожалел по поводу «злодейского разорения» коллекции. Он считал, что восполнить утраты, понесенные в период нацизма, «можно будет лишь спустя долгое время». На церемонии открытия Новой национальной галереи 15 сентября 1968 года он признал, что Галерея XX века и Национальная галерея всегда шли к слиянию, «ибо обе они ориентировались на один образец для подражания — бывшую коллекцию Дворца кронпринцев».

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+