18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Великая меланхолия и классовое чутье

№48
Материал из газеты

В портретах Ван Дейка

Когда 100 лет назад нью-йоркский магнат Генри Клей Фрик приобрел портрет леди Энн Кэри кисти Антониса Ван Дейка, он стал владельцем картины, маркирующей его статус и богатство. Именно это событие возвестило о вхождении сталелитейного короля в сферы высочайшей знати. В статье Адама Икера из книги Van Dyck: the Anatomy of Portaiture («Ван Дейк: анатомия портрета») рассказывается, каким образом работы именно этого художника стали определять собой статус владельцев. «Мастерство Ван Дейка в передаче аристократического духа столь велико, что последующие поколения коллекционеров, разделенные войнами, революциями и громадными социальными потрясениями, претендовали на него как бы по праву владения». Возведенный за талант в дворянство, Ван Дейк, в свою очередь, облагородил всех, владеющих его картинами. И теперь изысканные образцы его искусства участвуют в выставке,  для которой расширили уютное пространство нью-йоркской Коллекции Фрика.

Ван Дейк, видимо, не ощущал тяги к другим жанрам. Он неустанно писал портреты, столько же разнообразные, сколь и многочисленные. У него был особый дар придавать выразительность любому лицу, даже (не соглашусь в этом с Оскаром Уайльдом) англичанам.

Работа Ван Дейка при дворе обреченных Стюартов придала вес не только портретам членов этой королевской семьи, но и прочим работам художника. Таинственная грусть окутывает моделей на написанных Ван Дейком портретах как самого английского короля, так и его родных. И хотя художник умер в 1641 году, за семь с небольшим лет до казни Карла I, глядя на лицо монарха, мы понимаем, что с ним случится в дальнейшем.

Но, может быть, эта грусть существовала всегда? «Эмоциональное родство моделей, характеризующихся хандрящей, проникновенной внешностью», как отмечают редакторы книги, возникает вместе с рано развившимся талантом живописца. Название выставки и книги перекликается с работой современника Ван Дейка Роберта Бёртона «Анатомия меланхолии». Но если печаль, отмечавшаяся критиками, скажем, в искусстве Антуана Ватто, является конструктом XIX века и вызвана состоянием красочного слоя его картин, ставших темнее и грязнее, то тоска, которой веет от героев Ван Дейка, была очевидна уже первым зрителям, первозданное великолепие красок и костюмов только еще больше подчеркивает ее.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
6
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
7
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+