18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Ярче альбома и глубже учебника

На круглом столе в MMOMA обсудили книгу RUSSIA. THE 20TH СENTURY» задача которой представить современную Россию западному зрителю, опираясь на визуальные культурные коды, и затронуть его эмоционально

15 ноября в Московском музее современного искусства на Петровке, 25 состоялся круглый стол «“Russia. The 20th Сentury”. Книга как кураторский проект», посвященный выходу в свет необычного альбома на английском языке, представляющего собой визуальное исследование ХХ века в России. Книга подготовлена издательством Agey Tomesh во главе с Арсением Мещеряковым и издана Благотворительным фондом Владимира Потанина. В обсуждении проекта приняли участие генеральный директор фонда Потанина Оксана Орачева, сотрудники Школы дизайна НИУ «Высшая школа экономики»: преподаватель Александра Старусева-Першеева и художник, куратор направления «Дизайн и современное искусство» Протей Темен, — а также художник Сергей Мироненко. Модератором дискуссии выступила редактор The Art Newspaper Russia Анна Савицкая.

Оксана Орачева рассказала, что выход книги “Russia. The 20th Сentury” в рамках издательской программы фонда — часть большой и разносторонней инициативы по презентации русского искусства за рубежом, поэтому появление альбома можно рассматривать в одном ряду с выставкой «КОЛЛЕКЦИЯ! Современное искусство в СССР и России 1950–2000: уникальный дар музею», открывшейся в сентябре этого года в парижском Центре Помпиду. Дар французскому музею от группы отечественных коллекционеров и сопровождающая это событие экспозиция были подготовлены Ольгой Свибловой под эгидой Благотворительного фонда Владимира Потанина. И выставка в Центре Помпиду, и издание книги о русском ХХ веке на английском языке направлены на то, чтобы привлечь внимание зарубежной аудитории: зрителей, искусствоведов, кураторов — к отечественному искусству, разрушить стереотипы о современной России; это попытка интегрировать русскую культуру в международный контекст. В то же время Оксана Орачева подчеркнула, что книга “Russia. The 20th Сentury” ни в коей мере не является каталогом выставки в Центре Помпиду.

Возможно, именно поэтому была выбрана наиболее прогрессивная форма организации изобразительного материала в издании: Александра Старусева-Першеева, работавшая в команде Арсения Мещерякова над созданием книги, подчеркнула в своем выступлении, что речь идет не об исторической публикации, сопровожденной иллюстрациями, не о книге по истории искусства, но о «визуальном исследовании» — о том, что на Западе принято называть Visual Studies. Перед нами не сборник статей, посвященных определенным культурным течениям и фигурам, а фактически «полотно времени», сотканное из визуальных культурных кодов, индивидуальных для каждого читателя, связанных с его личными воспоминаниями. Каждый год ХХ века иллюстрируется в книге каким-либо артефактом, будь то картины (как работы мастеров соцреализма, так и произведения неофициального советского искусства), газетные заголовки, политические плакаты, кадры из культовых советских фильмов, предметы быта или картинки из модных журналов. У составителей не было задачи показать ХХ век в России во всей его полноте или отразить все важные явления в истории искусства, важнее было затронуть читателя эмоционально, спровоцировать его на самостоятельное размышление об ушедшей эпохе.

Художник Протей Темен обратил внимание на то, что книга не только может быть интересна западной публике, но уже используется и в России, например в Школе дизайна НИУ ВШЭ для подготовки молодых дизайнеров, — это интересный пример издания нового типа, а также возможный повод и одновременно источник материала для исследователей, скажем, советского дизайна 1960-х годов.

Наконец, художник Сергей Мироненко, один из основателей группы «Мухомор» и участник выставки «КОЛЛЕКЦИЯ!» в Центре Помпиду, отметил важность такого издания, в том числе и с точки зрения новых «кураторских» подходов к русскому искусству ХХ века, особенно отметив сопоставление официального и неофициального искусства на страницах альбома. По сути, книга “Russia. The 20th Сentury” приближается к формату выставки, где важна авторская расстановка акцентов и принцип отбора артефактов, вошедших в издание.

Завершая обсуждение в рамках круглого стола, Оксана Орачева выразила надежду, что данное издание поможет зарубежной аудитории лучше понять русское искусство и составить новое, отличное от привычного представление о России. В связи с этим очень важно распространение тиража книги по музеям, библиотекам и университетам по всему миру — хочется надеяться, что для кого-то из будущих исследователей знакомство с изданием станет отправной точкой для начала изучения русской культуры.

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
4
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
5
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Третья ярмарка искусства 1703 открылась в Санкт-Петербурге. Более 40 галерей представляют разные направления современного искусства и векторы коллекционирования — от академической живописи до фиджитал-арта и дизайна
06.06.2024
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+