18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Советский арт берет новую высоту

В лондонском особняке аукционного дома Sotheby’s открылась выставка Института русского реалистического искусства (ИРРИ) Soviet Art. Soviet Sport, организованная при поддержке Промсвязьбанка.

Выставка стартовала накануне перекрестного Года России и Великобритании и продлится до середины января. Событие уже вызвало интерес со стороны британской прессы, и организаторы рассчитывают привлечь к теме советского реалистического искусства не только ностальгирующих русских, живущих в Лондоне, но и британских посетителей. «Для нас это образовательный проект. До сих пор в мире существует много предрассудков по поводу советского искусства. Мы хотим показать, что оно далеко не ограничивается одной лишь пропагандой, в нем есть совершенно фантастические вещи!» — говорит лорд Полтимор, заместитель председателя правления «Sotheby’s Европа» и один из кураторов выставки.

Аукционный дом Sotheby’s организует подобные некоммерческие выставки редко, а экспозицию из частного собрания показывает в своих залах впервые. «Нам понравилась коллекция Алексея Ананьева, и мы хотим поддержать его усилия. И не только как частного коллекционера. Он делает намного больше: занимается филантропической деятельностью, показывает свою коллекцию, организует выставки. У него очень правильный подход к искусству», — говорит глава русского департамента Sotheby’s и сокуратор выставки Джоанна Викери.

Sotheby’s считает, что у советского реализма есть хорошие шансы и на рынке искусства. «У него огромный потенциал, и мы ожидаем рост цен на работы советских художников-реалистов. Сейчас работы дешевы, и в этом их прелесть. Как только люди поймут, что могут приобрести настоящие шедевры за относительно небольшие деньги, цены начнут расти», — поясняет лорд Полтимор.

В начале февраля выставка переедет в Москву. Здесь российские кураторы Надежда Степанова и Ксения Карпова представят ее в расширенном формате: в Лондоне показано 40 произведений — в Москве их будет уже 60. В экспозиции — живопись, графика, скульптура из собраний ИРРИ, РОСИЗО, Русского музея, региональных государственных музеев России и из многих частных коллекций. Среди представленных имен — весь цвет русского советского искусства: Самуил Адливанкин, Ольга Ваулина, Александр Дейнека, Николай Загреков, Кирилл Кустодиев, Сергей Лучишкин, Георгий Нисский, Юрий Пименов, Александр Самохвалов, Леонид Сойфертис.

Пожалуй, не было советского художника, не обращавшегося хотя бы раз к теме спорта, который, как известно, был одним из главных идеологических брендов СССР, наряду с темой индустриализации и покорения космоса. Физическая культура и спорт стали органической частью советской культуры и общественной жизни, комплексом осуществляемых государственными, общественными и физкультурно-спортивными организациями мероприятий, направленных на развитие физических способностей советского народа. Огромная армия художников-монументалистов работала над оформлением строящихся по всей стране спортивных клубов, бассейнов и стадионов. Станковисты же килотоннами производили полотна на тему «В здоровом теле здоровый дух».

Лучше всех объяснил привлекательность темы спорта для художников Александр Дейнека: «Спорт имеет одну великолепную особенность: он укладывается в разнообразнейшие рамки искусства.
Как тема он неисчерпаем, ибо он демократичен и популярен.
Спорт вмещает в себя оттенки ощущения. Он лиричен, он мажорен. В нем много оптимизма.
В нем начало героического».

Эти слова находят свое зримое подтверждение в многообразии тем и форм произведений, представленных на выставке. А выпущенный к событию солидный каталог позволяет проследить все этапы спортивной темы в советском искусстве.

Особняк Sotheby’s
Soviet Art. Soviet Sport
Лондон
19 декабря — 14 января

Институт русского реалистического искусства
Soviet Art. Soviet Sport
Москва
5 февраля — 25 мая

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+