18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Через 50 лет после наводнения «Тайная вечеря» Вазари возвращается в экспозицию

Когда в 1966 году река Арно вышла из берегов, картина провела в мутной воде 12 часов. Теперь ее отреставрировали

Президент Италии Серджо Маттарелла посетил торжественное возвращение в экспозицию только что отреставрированной картины Джорджо Вазари «Тайная вечеря» (1546) в Музей базилики Санта-Кроче.

Когда 4 ноября 1966 года река Арно вышла из берегов, это произведение станковой живописи, находящееся тогда в музее Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фьоре, на 12 часов оказалось в грязной воде.

Состоявшееся в трапезном зале торжественное открытие приурочили к юбилею — 50-й годовщине знаменитого наводнения, когда по историческому центру города пронеслись потоки грязи и обломков, убившие десятки флорентийцев и нанесшие ущерб тысячам ценных художественных объектов. Теперь в случае наводнения или других форс-мажоров «Тайную вечерю» можно будет поднять вручную с помощью хитроумной системы противовесов.

Восстановлением картины, состоящей из пяти панно размером 2,4 на 3,6 м, занялась знаменитая флорентийская мастерская обработки самоцветов и реставрационная лаборатория (ODF). В 2010 г. в интервью The Art Newspaper Марко Чатти, который тогда возглавлял отдел станковой живописи ODF, а сейчас работает ее директором, назвал масштабы причиненного картине ущерба «ужасающими» и сказал, что это «один из самых сложных случаев в истории реставрации». На церемонии возвращения холста в музей он похвалил ученых и ремесленников, а также поблагодарил всех, кто принял участие в невероятном воскрешении полотна.

«Тайная вечеря» была создана по заказу монахинь флорентийского монастыря Мурате в 1546 году, за четыре года до публикации книги Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». В это время у самого Вазари уже были престижные заказы в городе, в том числе создание росписей для зала Козимо I в Палаццо Веккьо.

Проект реставрации и консервации картины поддержали итальянский модный дом Prada, отдел Национальной службы гражданской защиты Италии и Фонд Гетти. Фонд Гетти принял участие в проекте по реставрации станковой живописи, запущенном еще в 2009 году совместно с Музеем Дж. Пола Гетти и Институтом реставрации Гетти. Его цель — подготовить новое поколение специалистов по живописным панно, которые заменят ведущих экспертов, уходящих на пенсию в ближайшее время. На сегодняшний день обучение прошли два десятка реставраторов. Выступая на нынешнем торжественном мероприятии, старший куратор программы Фонда Гетти Антуан Вильмерин сказал, что специалистов, отвечавших за восстановление «Тайной вечери», нужно называть не «ангелами грязи», как это установилось после наводнения 1966 года, но «ангелами-хранителями».

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+