18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Честное купеческое: российское третье сословие представят в лицах

Исторический музей подготовил выставку портретов российского купечества XVIII — начала ХХ века

Государственный исторический музей продолжает серию выставок российского портрета. Вслед за  выдающимися людьми империи, царями и дворянами в музейных залах выставят представителей третьего сословия. Имена многих — Бахрушины, Гучковы, Морозовы, Рябушинские — хорошо известны. «Сейчас общество готово по-новому взглянуть на это сословие. А ведь еще 30 лет назад слово „купец“ имело негативный оттенок, поэтому выставка купеческого портрета, которая проходила в нашем музее тогда, называлась выставкой народно-бытового портрета», — рассказывает куратор проекта научный сотрудник музея Наталья Перевезенцева.

На выставке покажут более 100 полотен, дагеротипов и ранних фотографий с XVIII по начало ХХ века. Российское купечество, отмечает куратор, всего за три поколения прошло путь от крепостного мужика, пришедшего в город на заработки, до предпринимателя, мецената и коллекционера (вещи из купеческих собраний тоже будут в экспозиции). Точно так же живописный купеческий портрет проделал путь от редких изображений «купецких людей» 30-х годов XVIII столетия, через канонические образы первой половины XIX столетия, к индивидуальному портрету второй половины XIX — начала ХХ века.

В XVIII веке портреты заказывали исключительно по важным поводам. К примеру, по случаю возведения в дворянство (Мина Колокольников «Портрет С. Я. Яковлева», 1760-е) или свадьбы (Неизвестный художник «Парные портреты М. С. и С. С. Яковлевых», 1760-е). Позднее из купеческого портрета уходит индивидуальность. Его пишут будто по готовой прориси, как иконы: одинаковые фон, цвета, поза модели — различаются лишь лица (Неизвестный художник «Портрет неизвестного купца на фоне Адмиралтейства», 1800-е; Неизвестный художник «Портрет В. А. Злобина», начало XIX века).

Со второй половины XIX века «купеческий портрет» уступает место «портрету купца». Персонажи Николая Богданова-Бельского, Александра Головина, Карла Лаша, Константина Маковского, Валентина Серова обладают уже характером и индивидуальностью. Стоит отметить: мемориальная ценность портретов в купеческой среде играла большее значение, чем художественная. «Как пример мы покажем восстановленные парные портреты Федора и Любови Золотаревых с детьми, которые были разрезаны на фрагменты и в таком виде почти 200 лет хранились в родственных семьях», — говорит Наталья Перевезенцева.

Если живописные портреты создавались, чтобы в первую очередь показать традиционные добродетели портретируемых, то появившиеся в 1840–1850-х дагеротипы, предшественники фотографии, служили именно «сувенирами чувств». Изображения на посеребренных металлических пластинах получали при помощи камеры-обскуры в специальных ателье. Судя по воспоминаниям и по числу дагеротипов в собрании музея, купцам нравились походы в такие ателье (в Москве — Карла Августа Бергнера, Эдуарда Вильгельма Мюкке, Мартина Абади, в сибирских городах — А. К. Окуловского). На выставке можно будет увидеть галерею дагеротипов Вишняковых, Басниных и других купеческих семейств из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Тулы. Все они когда-то хранились в семейных собраниях и служили живым напоминанием о родных и знакомых.

Государственный исторический музей
Купеческий портрет XVIII – начала ХХ в.
25 декабря 2013 года — 31 марта 2014 года

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+