18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Поместное искусство

Самая большая в мире частная коллекция искусства site-specific, «искусства места», пополнилась тремя новыми объектами

В постоянную экспозицию итальянского Фонда Гори вошли три новые инсталляции: «Эхо» турецкой художницы Херы Буюкташчиян, «Звучащая дверь» Даниэля Ломбарди и «Резиденция в Террароссе» Стефано Ариенти.

Принцип пополнения коллекции Гори необычен. Художника приглашают в поместье Челле (на территории которого размещается фонд) и предлагают выбрать любое место, которое его вдохновляет. Это может быть уголок парка или одна из комнат. Автору не задают тему, не ограничивают его фантазию. Главное, чтобы новая инсталляция гармонично вписалась в окружающий пейзаж.

Вилла Челле

Вилла находится неподалеку от Флоренции, совсем рядом с Пистоей — тосканским городом, которому присвоен статус итальянской культурной столицы 2017 года.

В старинном поместье Челле собрана самая большая в мире частная коллекция искусства site-specific, так называемого искусства места. Вилла была построена в XI веке, в XVII столетии реконструирована. С 1800 года ею владела семья Каселли, именно они наняли архитектора Джованни Гамбини, разбившего на территории поместья парк в английском стиле, выглядящий ухоженно, но одновременно естественно, будто все создано природой, а не человеком. Со временем вилла перешла в собственность семьи Гори. Весной 1970 года коллекционер и меценат Джулиано Гори перевез сюда свою обширную коллекцию, найдя наконец идеальное место, способное слиться с искусством и стать его частью.

Коллекция Гори

Коллекция Гори — самая большая в мире частная коллекция работ site-specific, ориентированных на конкретное пространство. Локальность такого искусства может проявляться в использовании материалов, добытых в этом месте, в отсылке к его истории. Художественные объекты максимально естественно вписываются в окружающую среду. Как, например, недавно пополнившая коллекцию инсталляция «Эхо» турецкой художницы Херы Буюкташчиян. Это 14 стальных полудуг высотой 2,5 м, напоминающих шпалеру для винограда. Вилла Челле окружена виноградниками, поэтому инсталляция, образуя естественную аллею, не выглядит инородным объектом.

На сегодняшний день коллекция Гори насчитывает около 70 инсталляций: 48 под открытым небом, остальные — внутри зданий, расположенных на территории поместья. На пленэре разместились работы польской художницы Магдалены Абаканович (группа «Катарсис» из 33 бронзовых человекоподобных фигур); красная стальная пятиметровая инсталляция Альберто Бурри у главного входа в парк (символ фонда), из центра которой открывается круговая панорама местного пейзажа; зеркальный дом французского концептуалиста Даниеля Бюрена (напоминает зеркала-обманки в парках эпохи барокко); а также работы Энрико Кастеллани, Ансельма Кифера, Джозефа Кошута, Сола Левитта, Микеланджело Пистолетто, Ричарда Серры и других — всего более 50 художников.

В октябре, кроме упомянутой инсталляции «Эхо», в постоянную экспозицию фонда вошли два новых объекта.

Первый — «Звучащая дверь» Даниэля Ломбарди, не только художника, но еще и пианиста и композитора. Это бронзовые монументальные двери для отреставрированной церкви XVII века на территории виллы. Дверь украшена нотными знаками, которые складываются в партию скрипки для композиции Ломбарди Divina.com («Божественная.com»), ее можно слышать каждый раз, когда открывается дверь.

Второй проект, «Резиденция в Террароссе» авторства Стефано Ариенти, занял три комнаты внутри дома. На стенах большеформатные фотографии перемешаны с живописными работами художника, написанными на природе. Произведения Ариенти не впервые на этой вилле: его выставка уже проходила здесь 20 лет назад.

Российские художники на вилле Челле

История Фонда Гори была бы неполной без участия российских художников. В 1987 году фонд финансировал большую выставку советского искусства «Москва — третий Рим» в итальянской столице, ее курировал критик и теоретик искусства Виктор Мизиано. В выставке приняли участие московские концептуалисты Вадим Захаров, Константин Звездочетов, Дмитрий Пригов, Андрей Филиппов, а также Георгий Литичевский, Борис Орлов, Андрей Ройтер.

На следующий год выставка переехала в поместье Челле. На ее открытии Дмитрий Пригов читал свои стихи. Его проект «Без названия» остался в постоянной экспозиции поместья. Он занимает целую комнату, по стенам которой развешаны объекты, сделанные из газеты «Правда». Каждый из них символизирует пять этапов совершенствования человека: зверь, младенец, мужчина, герой, мудрец. Над каждым — бронзовая фигурка на полочке: наполовину человек, наполовину курица, которая сидит на яйце и плачет кровавыми слезами.

Сейчас Пригов — единственный российский художник, чья работа находится в постоянной экспозиции на вилле Челле. Хотя русские бывали тут не раз. В 1991 году Андрей Ройтер создал для фонда временную инсталляцию «Комната Христофора Колумба», а в октябре того же года основатели московской художественной группы БОЛИ Фарид Богдалов и Георгий Литичевский посетили поместье с перформансом «Искусство требует жертв». Художники оказывали помощь жертвам искусства во всех странах и полушариях при помощи магического арт-кубика. Литичевский назвал это «организацией сопротивления распространенной тенденции, заявленной в тезисе о смерти искусства и в поговорке „искусство требует жертв“».

Будущее

В ближайшее время Фонд Гори примет участие в культурной программе «Пистоя — итальянская культурная столица 2017 года». Кроме того, в следующем году его коллекция должна пополниться работой всемирно известного видеоартиста Фабрицио Плесси.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
3
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
7
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+