Глава истории

№47, октябрь 2016
№47
Материал из газеты

Сотрудничество ювелирного дома Tiffany & Co и легендарного дизайнера Паломы Пикассо длится больше 30 лет, к взаимному удовольствию сторон

Браслет Paloma Picasso Olive Leaf. Розовое золото. Подвеска Paloma Picasso Olive Leaf. Золото. Кольцо Paloma Picasso Olive Leaf. Золото, аметист
Браслет Paloma Picasso Olive Leaf. Розовое золото. Подвеска Paloma Picasso Olive Leaf. Золото. Кольцо Paloma Picasso Olive Leaf. Золото, аметист

В честь 35-летия сотрудничества с дизайнером Паломой Пикассо ювелирная компания Tiffany & Co выкупила для своего архива знаменитое ожерелье из коллекции Blue Book 1985 года. Пятнадцать редких крупных камней, общий вес в 416 карат и статус иконы ювелирного дизайна, сформировавшей новый тренд на яркие крупные украшения 1980-х. То, что это колье станет знаковым, стало понятно сразу. Реакция модной публики на его первый выход в свет (Палома надела его на ежегодный бал в Метрополитен-музее) лишь подтвердила этот статус. Дизайнерский эксперимент превратился в ювелирную тенденцию.

Для Tiffany & Co эта покупка не только дань сентиментальным чувствам, но и серьезная инвестиция: сегодня архив ювелирного дома является своего рода обеспечением для новых коллекций. Впрочем, и без большого чувства не обошлось.

С 1979 года Палома Пикассо — «эксклюзивный дизайнер бренда». Ее украшения всегда выставлены обособленно, хотя и без этого мало похожи на сдержанную и консервативную основную коллекцию марки. Палома — это особая глава не только в истории дома, но и во всей ювелирной истории ХХ века.

Яркая, экстравагантная, богатая, с фамилией, известной всему миру, Палома почти играючи стала одним из самых значительных ювелирных дизайнеров ХХ века, чей смелый эксперимент привнес в дизайн украшений камни второго порядка, объем, смелые размеры и формы. На самом деле от первой ювелирной работы для «Фоли-Бержер», где ее колье из фальшивых бриллиантов заметила театральная пресса, до партнерства с Tiffany & Co — несколько лет экспериментов и серьезного труда. Работа с Ивом Сен-Лораном и греческой компанией Zolotas была всего лишь разминкой перед серьезным карьерным шагом — сотрудничеством с американской ювелирной иконой. Безупречным художественным чутьем она угадала этот социальный запрос — заявить о себе, броситься в глаза и при этом привлекать внимание не блеском бриллиантов, а неожиданным дизайнерским решением. Ее дебютная коллекция Graffiti была вдохновлена нью-йоркскими росписями на стенах — отсюда свободные размашистые линии, гладкие поверхности, броские пятна цветных камней. Лихое пересечение линий литеры «Х» на несколько лет станет для Паломы судьбоносным: иксы украсят не только первую коллекцию, но и то самое колье, которое сделает ее знаковым дизайнером.

С ее легкой руки полудрагоценные камни начали на равных конкурировать с фаворитами ювелиров — бриллиантами, сапфирами, рубинами и изумрудами. Она же лишила ярко-желтое золото снисходительного клейма «пошлого» металла. Падкая на все избыточное и чрезмерное эпоха 1980-х увидела в дизайне Пикассо очевидный компромисс между яркой и дешевой бижутерией и скромным обаянием бриллиантов.

Однако это партнерство не длилось бы столько лет, если бы художественные возможности Паломы Пикассо ограничивались крупными формами и цветными камнями. Она вдохновляется путешествиями, экзотическими странами, узорами восточных ковров и индийской архитектурой и, как отмечают в компании Tiffany, «всеми необычными местами, которые Палома называет домом». Очень часто она присылает рисунки новых изделий по факсу или в мессенджерах, нарисованные от руки на страницах отельных блокнотов. Единственное, что остается неизменным, — чистые линии, простые формы и размер: на мелочи Палома не разменивается.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Платиновый юбилей, или 70-летие, царствования королевы Елизаветы II, пик празднований которого пришелся на июнь, привлек новую волну внимания к личности монарха, которому простительно быть выше вкуса
26.07.2022
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+