18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Воздух времени в ощущениях и артефактах

№48
Материал из газеты

История России ХХ века, представленная в произведениях искусства, объектах культуры и визуальных символах

Созданную при содействии Благотворительного фонда Владимира Потанина альбомного формата книгу Russia. The 20th Century («Россия. ХХ век») можно и нужно рассматривать как часть актуального международного проекта, знакомящего зарубежного зрителя с искусством второй половины ХХ века. Другой частью этой инициативы является обширная выставка «КОЛЛЕКЦИЯ! Современное искусство в СССР и России 1950–2000-х годов», проходящая сейчас в Центре Помпиду в Париже и включающая 250 работ мастеров советского неофициального искусства и значимых авторов 1990-х годов. Кураторами этой выставки выступили Ольга Свиблова и Николя Лиуччи-Гутников, а сами работы предоставили коллекционеры Екатерина и Владимир Семенихины, Инна Баженова, Тамаз и Ивета Манашеровы и другие. Важен и тот факт, что все работы подарены в экспозицию Центра Помпиду, где теперь и будут находиться.

По сравнению с выставкой «КОЛЛЕКЦИЯ!» книга Russia. The 20th Сentury не фокусируется на отдельных именах и тем более не ориентируется на те или иные художественные движения. Можно даже сказать, что авторские произведения составляют здесь небольшую часть и рассматриваются на фоне множества других культурных явлений, которым не суждено попасть в историю искусства в ее привычном смысле. Среди таких произведений массовой культуры — пропагандистские и рекламные плакаты 1910–1920-х годов, образцы любительского творчества, фрагменты кинематографических лент советского периода, фарфоровые статуэтки и многое, многое другое.

Все это может вызвать вопрос о том, почему в книге отсутствуют произведения, без которых невозможно представить себе искусство ХХ века. Где же «Черный квад­рат»? Где Василий Кандинский? Почему в главах о 1920-х годах не упомянуты работы Александра Родченко и Варвары Степановой? Какой же социалистический реализм без работ Александра Дейнеки? Но, в отличие от нынешней французской выставки, в книге артефакты искусства рассматриваются не с эстетической точки зрения (или, вернее, не только с нее), но и как свидетельства прошлого, данного нам в ощущениях — как далеких, так и все еще присутствующих в активной памяти. Перед нами не история искусства ХХ века, расписанная по годам начиная с 1900-го и заканчивая новым тысячелетием, но история страны, поданная под определенным углом и рассмотренная сквозь призму популярной логики исследований культуры повседневности.

Именно об этом говорит и вторая часть композиции книги, дополняющая ее визуальную составляющую, — фрагменты из печатных изданий 1900–2000-х годов. Они призваны очертить социальный и культурный контекст того или иного временного отрезка, дать читателю возможность почувствовать его «воздух».

Для составителей важно, что этот «воздух» дается как объективное представление о времени, призванное объединить патриотов и космополитов, красных и белых, авангардистов и классиков. Отсутствие обширного исторического и искусствоведческого комментария также работает на объективность или, точнее, отсутствие прямого идеологического объяснения.

Russia. The 20th Сentury — роскошно изданная книга, предназначенная для культурного экспорта. Отбор произведений и артефактов проводился скрупулезно, чтобы не допустить слома историко-культурной логики. Все здесь на своем месте. Нельзя не отметить своеобразного юмора книги, который, конечно, не бросается в глаза. Он может быть в самих изображениях — например, во фрагментах из журнала вековой давности «Будильник» — или читаться в способе размещения иллюстраций. Скажем, в соединении трех несоединимых работ, героем которых оказывается Леонид Ильич Брежнев. Две из них вполне официальны, а третья относится к классике раннего концептуализма, точнее, соц-арта. Думается, любой профессиональный зритель расставил бы приоритеты, но в рамках историко-культурной логики все точки зрения имеют значение, все голоса должны прозвучать.

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+