18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Художников не обидят

№48
Материал из газеты

Коллекционер и адвокат Питер Хорт разработал схему, по которой художникам и галереям будут платить вовремя

Галереи, которые не платят художникам вовремя, если вообще платят, скоро уйдут в прошлое. Этим летом адвокат Питер Хорт, принадлежащий к одной из самых известных в Нью-Йорке семей коллекционеров, запустил проект, функционирующий по новой бизнес-модели, которая может совершить настоящую революцию на местном арт-рынке.Проект под названием RISBE представляет новую схему продаж предметов искусства, а именно: деньги от продажи перечисляются на депонент третьей стороне, RISBE, которая выплачивает доли обеим сторонам-участницам — галерее и художнику или его представителю. Максимальная комиссия RISBE с каждой сделки составляет 2%.

Что касается первичного рынка, то благодаря RISBE галереи смогут действовать в соответствии с нью-йоркским законом о культуре и искусстве, регулирующим такие сделки: в частности, в статье 12 этого закона говорится, что «любые доходы от продажи такой работы на первичном рынке передаются в доверительные фонды посредника (например, галереи) в целях выгоды владельца работы или художника». «Большинство галерей так, конечно, не делает, но большинство галерей просто и не слышало об этом законе», — комментирует Хорт, приводя в пример и другие игнорируемые в Нью-Йорке предписания. Например, оказывается, от галерей требуют указывать цены под каждой работой.

Юридически никто не обязывает галереи использовать такой сервис, как RISBE. «Статья 12 для дилеров носит рекомендательный характер», — объясняет юрист, специалист в сфере искусства Донн Зарецки. «Она в принципе устанавливает своего рода юридическую фикцию, касающуюся продаж, — на какой бы счет деньги ни перечислялись, да даже если они хранятся под матрасом у арт-дилера, они являются так называемыми доверительными фондами». Это означает, что нет риска того, что гонорар художника (который обычно составляет половину доходов от продажи) заберут себе кредиторы, если галерея обанкротится. С юридической точки зрения деньги художника как таковые не принадлежат галерее. Однако благодаря RISBE художники, по заверению Хорта, «получат их сразу и в полном объеме», «и не нужно каждый раз гадать, кинут или нет». Случаи, когда художник подает в суд на галерею за невыплату гонорара, довольно редки, но, по его словам, подавать иск из-за сумм меньше $15 тыс. просто невыгодно, судебные издержки обойдутся дороже. Хорт хочет упростить процесс получения гонорара, потому что часто он оборачивается сплошной неловкостью. «Уверен, вы знаете много художников, успешных художников, которые заходят в галерею бочком, мнутся и краснеют, чтобы получить, как когда-то карманные деньги у родителей, „еженедельное пособие“, — рассказывает Хорт. — Это унизительно, ведь они профессионалы».

Статистика относительно того, как платят художникам, не ведется, но неприятных историй рассказывают много, при этом дилеры твердят, что выручки у них почти никакой. В 2014 году финансовый аналитик арт-рынка Магнус Реш провел опрос, в котором приняли участие 8 тыс. галерей, 55% респондентов указали доход в размере менее чем $200 тыс. в год. Когда речь идет о выборе, заплатить ли художнику или за аренду галереи, легко догадаться, что предпочтут многие дилеры.

В сфере перепродаж, или на вторичном рынке, RISBE тоже представля­ется привлекательной схемой для коллекционеров. Питер Хорт приводит в пример историю о том, как один коллекционер зашел в гости к своему знакомому и обнаружил, что тот приобрел работу, которую он недавно передал на продажу в галерею, — только в несколько раз дороже, чем просил владелец, разницу дилер взял себе.

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+