18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Ампурдан: одних сводит с ума, других обращает в сюрреализм

№47
Материал из газеты

Каталонский сюрреализм в Государственном Эрмитаже

Выставка, открывающаяся в конце октября в Эрмитаже, — 70 произведений 29 художников, работавших начиная с рубежа XIX–ХХ веков, — готовилась музеем почти пять лет. Она должна продемонстрировать, что знаменитое утверждение Сальвадора Дали: «Сюрреализм — это я» — не преувеличение, а просто неправда. Имена большинства авторов работ, которые будут на выставке, известны только специалистам. В России их картины, скульптуры и графику покажут впервые. Разумеется, ничего из этого нет и в отечественных собраниях.

Куратор выставки Святослав Савватеев убежден, что под испанским сюрреализмом следует понимать именно каталонский, и в первую очередь сюрреализм Ампурдана, одного из районов Каталонии (на каталонском языке — «комарка Эмпурдá»).
Сюрреализм в Каталонии начинался с пейзажей и наследовал традициям импрессионизма. Причина тому — ампурданская трамонтана, ветер, дувший с гор на море и сводивший с ума обычных людей. А талантов он превращал в художников, создавших свою школу сюрреализма, впрочем тесно связанного с международной эстетикой антиискусства — дадаизмом — и модными в то время левацкими идеями. В начале ХХ века художник Хуан Нуньес создал «школу Фигераса», где учились Рамон Реч, Сальвадор Дали, Мариá Бач, Жоакин Бек де Кареда, Льюис Вайреда, Льоренс Кайрó и Антон Казамор.

Старшим современником Дали, мастером сюрреалистического пейзажа был Жоан Масанет-и-Жюли. Ему принадлежат картины Явление Вермеера Делфтского в заливе Розес и Ночной дозор. Посвящение Рембрандту. Следом за Дали в ряду самых значимых и известных сюрреалистов — уроженец города Кадакеса Анжел Планельс-и-Круаньяс, представленный на выставке Луной на берегу моря и Тоскующим моряком.

Будут в экспозиции и восемь работ Дали, но, даже если бы была показана только одна — Сон, вызванный полетом пчелы вокруг плода граната, за секунду до пробуждения из Музея Тиссен-Борнемиса в Мадриде, — выставка уже стала бы событием. Картина с обнаженной женой художника, созданная им «по впечатлениям» от цирковой афиши с тиграми и сочинений Зигмунда Фрейда, давно размножена на всех возможных носителях немыслимыми тиражами. Пора наконец посмотреть и на оригинал.  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+