О метро с излишествами

№47, октябрь 2016
№47
Материал из газеты

Книга «Московское метро: Подземный памятник архитектуры» больше чем каталог выставки,прошедшей в Музее архитектуры, — это монументальный архив

Московское метро: Подземный памятник архитектуры / Сост. И.В.Чепкунова, М.А.Костюк, Е.Ю.Желудкова. М.: Кучково поле; Связь эпох, 2016. 376 с.
Московское метро: Подземный памятник архитектуры / Сост. И.В.Чепкунова, М.А.Костюк, Е.Ю.Желудкова. М.: Кучково поле; Связь эпох, 2016. 376 с.

Московское метро, кажется, изучено досконально — как главный материальный памятник советского времени, как утопический образ светлого будущего и сборник архитектурных цитат. Книгу, изданную к выставке Московское метро — подземный памятник архитектуры, многое роднит с ее героем: здесь так же все монументально и фундаментально, с большим количеством цитат и повторов.

Поскольку только статей в книге 13: об идеологии, инженерных особенностях, истории, современном состоянии и потребности в реставрации, о «полистилизме сталинской неоклассики» и даже о «советском метро как имиджевом проекте», то повторы фактов и оценок неизбежны. Вроде фразы «Московское метро — подземный памятник архитектуры показывает, как советские архитекторы решали такую сложную и новую для них задачу, как подземная архитектура», встреченной в одной из статей.

Ну и конечно, есть текст о метро в годы Великой Оте­чественной войны — как же без героизма в издании, получившем финансирование в рамках федеральной целевой программы Культура России (2012–2018 годы)!

После теоретического идет блок персоналий — 54 главы, посвященные разным станциям. Естественно, больше всего места отдано первым четырем очередям, но в последней главе представлено семь станций из множества построенных после 1955 года. К сожалению, там нет эффектной Римской с ее намеренным постмодернизмом. Постсталинской стилистике метрополитена посвящена глава Ирины Чепкуновой Путь к модернизму: от 1960-х к 1980-м.

Последний смысловой раздел состоит из воспоминаний современников и участников проектирования Московского метрополитена.

Среди них встречаются забавные: «В это время в Москву из Киева был переведен на повышение Н.С.Хрущев. Началась Москва „киевского периода“, как шутили тогда. Узнав, что родную станцию „Киевская“ делает москаль, Хрущев возмутился и срочно пригласил киевских архитекторов для этого проекта» (Александр Великанов).

Подобных веселых сведений в книге, впрочем, мало, она ведь о серьезном — о памятнике, да еще подземном, так что о монументальном — монументально. Время, когда можно было писать о сталинской архитектуре захватывающе и остроумно, как это сделал Владимир Паперный в Культуре два, прошло. Эта книга-каталог богато иллюстрирована, прежде всего фотографиями разных лет, на которых видно, что Москва подземная в исторической части сохранилась куда лучше наземной. Той дорогой столицы, где памятники архитектуры исчезают на глазах у не устающей изу­мляться публики. 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Фонд V–A–C установил еще одну скульптуру в прилегающем к Дому культуры «ГЭС-2» пространстве. На сей раз это части бронзового ствола
20.08.2021
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+