18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Родственники Буратино

Выставка Балкенхола обращается к способам создания деревянных скульптур, и продолжающих, и нарушающих традицию

Интересно было бы сравнить деревянные фигуры Стефана Балкенхола с объектами Георга Базелица из того же самого материала. Двух немецких художников сближает отношение к фактуре — грубой, даже брутальной, нарочито занозистой, а также игра масштабами (Базелиц их в основном раздувает, а вот у Балкенхола можно найти как великанов, так и карликов). Другое дело, что у Базелица скульптуры более абстрактные, обобщенно-символические, играющие не только самой древесиной, но и ее раскраской — пятнистой, клочкообразной (ну да, экспрессионистской), будто бы вопящей и порой нарочито не совпадающей с работой резца. Художник как бы врубается внутрь древесины, стараясь вывернуть ее наизнанку хотя бы сюжетно.

На фоне работ Базелица люди Балкенхола кажутся аккуратными и приглаженными. Гражданами этого мира. Скульптор как бы говорит, что дерево — это просто тот материал, который попался ему под руку (в его интервью, взятом Александром Минором и вошедшем в каталог, есть такие слова: «Так вышло. Дерево легко достать и с ним легко работать. Процесс создания работы от начала до конца находится в моих руках — не приходится зависеть от ассистентов, мастерских или чего бы то ни было. Преимущество еще и в том, что работа может быть готова довольно быстро — сразу видишь, что ты сделал и сколько времени на это ушло. Тут ничего не скроешь») для того, чтобы он мог как можно точнее исполнить поставленные перед собой задачи.

Путем папы Карло

Хотя, конечно, материал, из которого сделаны скульптуры, здесь самое главное. Все тексты, вошедшие в каталог выставки Стефана Балкенхола в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре, так или иначе затрагивают этот основополагающий момент. «Выбирая актуальный сюжет, автор воплощает его в традиционной технике, что позволяет переосмыслить фундаментальные вопросы совреенной культуры. Лишенные ненужных деталей и технологических изысков, созданные с долей иронии деревянные скульптуры Стефана Балкенхола возвращают зрителя к общечеловеческим культурным истокам», — говорит во вступительном слове исполнительный директор музея Василий Церетели.

В «Между деревянными зеркалами», заключительном эссе сборника, написанном искусствоведом и куратором Георгием Никичем, мысль о глубокой погруженности скульптора в традицию работы с древесиной проводится еще более конкретно. «Их изначальная „деревянность“ естественным образом вызывает художественно-исторические ассоциации — от древнеегипетской пластики до идеи „соснового человечка“ Пиноккио; от европейской религиозной скульптуры до африканских культовых изображений и народной игрушки».

Нам, выросшим в традиции сокрытия материала, когда традиционные религиозные скульптуры стараются стать максимально условными (возьмем ли мы средневековые готические композиции, «пермских богов» или вспомним о барочных драмах Иоганна Георга Пинзеля — и так вплоть до Коненкова и Эрзи), подход, исповедуемый Балкенхолом, кажется максимально социологизированным. Точно работа резца, топора или же бензопилы («к деревянной заготовке Балкенхол подходит сначала с бензопилой, затем с круглой стамеской и киянкой; при необходимости — с более тонкими режущими инструментами», уточняет Никич) отсекает все лишнее не только в пластическом, но и в психологическом плане, оставляя законченные типы. Да и в самом деле, что это такое — работа художника с деревянными фигурами — как не типизация и обобщение?

Новая вещественность в XXI веке

В этом смысле многие из скульптур, представленных на выставке (всего их 73), словно бы продолжают на новом этапе фотографический проект великого Августа Зандера, решившего еще на заре фотографического века создать «дробный гербарий немецких сословий» (Анна Толстова). Век кончился, состав гербария изменился, однако естественнонаучному интересу Балкенхола точно так же хочется приклеить ярлык «новой вещественности». Очень уж конкретны и осязаемы его работы, разнообразные и в то же время однообразные в своей узнаваемости. В похожести на зрителей.

Кстати, о влиянии фотографии. Матиас Винцен, куратор нынешней экспозиции, пишет в эссе «Люди из дерева»: «Когда в конце 1970-х годов Балкенхол уже заканчивал учиться, для одного проекта, близкого к концептуальному искусству, он фотографировал посетителей ярмарок и гуляний, фиксируя, какие скульптурные позы они принимают перед фотоаппаратом. Как люди встают перед камерой? Какие делают жесты? Жест — это индивидуальное высказывание, такое же, как произнесенная фраза, или же безотчетная (безусловная) часть образа человека, его видимая реальность, как форма головы, носа или возраст? В каком промежуточном измерении оказывается человек, который в течение нескольких мгновений сохраняет неподвижность? В какое промежуточное измерение попадает его скульптурное изображение, которое также безусловно неподвижно?»

Стефан Балкенхол сообщает в интервью, что старается делать не меньше 60 скульптур в год, иногда он доводит количество людей из дерева до сотни. Его деревянный мир разрастается, а у Буратино и Пиноккио появляется все больше и больше родственников. Ведь понятно же, что все деревянные люди Балкенхола, вышедшие из-под руки одного человека, — братья и сестры.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+