Родина тоски

№47, октябрь 2016
№47
Материал из газеты

Несчастный узник Секуритате заключен теперь еще и в темницу невнятной биографии

Ion Mihai Cantacuzino. A Prince Among Communists: From the Belle Epoque to the People’s Republic — Romania 1899–1960. The Choir Press. 365 c. £25. На английском языке
Ion Mihai Cantacuzino. A Prince Among Communists: From the Belle Epoque to the People’s Republic — Romania 1899–1960. The Choir Press. 365 c. £25. На английском языке

Широкого читателя можно извинить за то, что он не знаком с Джордже Матеем Кантакузино (1899–1960), главным героем этой эпической биографии. На родине он известен как один из ведущих архитекторов в Бухаресте 1930-х годов и создатель модернистского павильона Румынии на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. На первых 100 страницах биографии, написанной Йоном Михаем Кантакузино (дальним родственником модерниста), ничего из перечисленного нет. Вместо этого мы наблюдаем, как наш герой проходит сквозь ад румынского ГУЛАГа после ареста в 1948 году тайной полицией Секуритате. Повествование подкрепляется цитатами из писем, пугающей статистикой злодеяний режима и рассказом о конфликте внутри коммунистического руководства страны. Архив писем, полученный автором от детей архитектора, оказывается эксклюзивным источником всего, что мы знаем о внутреннем мире Кантакузино. Однако богатство этого материала работает почти вхолостую: текст крайне неясен из-за отсутствия внятных комментариев. Судьба героя тонет в неотносящемся к делу повествовании. Кантакузино показан символом деградировавшего строя и затравленным человеком. Эмиль Чоран, великий философ румынского происхождения, однажды назвал страну своего происхождения «родиной тоски». Полистав эту книгу, можно с уверенностью сказать, что Чоран не преувеличивал.  

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+