18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Образы Спасителя эпохи Эразма Роттердамского

№47
Материал из газеты

Базель отмечает 500-летие перевода Нового Завета великим гуманистом

Эразм Роттердамский (1466–1536) — один из самых влиятельных философов эпохи Реформации. Получив начальное образование в родных Нидерландах, он, приняв в 1492 году монашеский сан, продолжил обучение в монастырских стенах, где среди прочего в совершенстве освоил латынь и греческий. Как секретарь епископа в Камбре он получил свободу от ограничений монашеской жизни, что позволило ему посещать университеты Парижа, Лёвена и Турина. Позже, став одним из главных интеллектуалов своего времени, Эразм сблизился со многими учеными и гуманистами, в первую очередь с Томасом Мором (во время неоднократных посещений Англии, а затем преподавания греческого языка в университете Кембриджа).

В конце жизни Эразм перебрался в Базель, где чувствовал себя свободнее от критики религиозных схоластов, недовольных его слишком вольными взглядами на католические догматы. В Базеле он и опубликовал в 1516 году перевод с греческого Нового Завета со своими комментариями, тем самым положив начало научной теологии вместо упрощенной, бытовавшей среди богословов того времени. Новый Завет в переводе Эразма выдержал множество переизданий под названием Textus Receptus (Нормативный текст) до конца XIX века. Он же лег в основу доступных для простых верующих переводов Нового Завета на немецкий Мартина Лютера и английской Библии короля Якова (1611). Выставка Археология Спасения: образ Христа в XV–XVI веках в Художественном музее Базеля, приуроченная к 500-летию издания, включает в себя 100 произведений (живопись, миниатюры). Они подобраны с учетом того, что сам Эразм как остававшийся верным католичеству ученый-теолог относился крайне настороженно к вольным, с его точки зрения, изображениям Спасителя. Тем не менее это ярчайшие свидетельства религиозной жизни 500-летней давности, как, например, хранящееся в Базеле одно из самых ранних изображений видения младенца Христа пастухом Херманном Лайхтом. На месте этого чудесного явления близ города Бад-Штаффельштайн (Германия) в 1445 году возникла паломническая часовня, а позже — существующая и ныне знаменитая базилика Четырнадцати святых в стиле рококо.

Из музейных запасников по случаю выставки извлекли и другие крайне редко выставляемые изображения Христа времен Эразма. А отдельные отсутствующие в базельском музее темы, как Святое семейство или лик Спасителя, чудом проступивший на ткани, восполнили экспонаты из частных коллекций и музеев Германии и Нидерландов. Но хит выставки — Мертвый Христос в гробу (1521–1522) Ганса Гольбейна Младшего из собрания Художественного музея. Этот шокирующий своим натурализмом образ Спасителя обязан своим появлением стремлению художников того времени к достоверности, по подходу близким археологии. И хотя как наука она возникла гораздо позже, но название выставке дала по праву. 

Художественный музей
Археология Спасения: образ Христа в XV–XVI веках
До 8 января 2017

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+