18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Образы Спасителя эпохи Эразма Роттердамского

№47
Материал из газеты

Базель отмечает 500-летие перевода Нового Завета великим гуманистом

Эразм Роттердамский (1466–1536) — один из самых влиятельных философов эпохи Реформации. Получив начальное образование в родных Нидерландах, он, приняв в 1492 году монашеский сан, продолжил обучение в монастырских стенах, где среди прочего в совершенстве освоил латынь и греческий. Как секретарь епископа в Камбре он получил свободу от ограничений монашеской жизни, что позволило ему посещать университеты Парижа, Лёвена и Турина. Позже, став одним из главных интеллектуалов своего времени, Эразм сблизился со многими учеными и гуманистами, в первую очередь с Томасом Мором (во время неоднократных посещений Англии, а затем преподавания греческого языка в университете Кембриджа).

В конце жизни Эразм перебрался в Базель, где чувствовал себя свободнее от критики религиозных схоластов, недовольных его слишком вольными взглядами на католические догматы. В Базеле он и опубликовал в 1516 году перевод с греческого Нового Завета со своими комментариями, тем самым положив начало научной теологии вместо упрощенной, бытовавшей среди богословов того времени. Новый Завет в переводе Эразма выдержал множество переизданий под названием Textus Receptus (Нормативный текст) до конца XIX века. Он же лег в основу доступных для простых верующих переводов Нового Завета на немецкий Мартина Лютера и английской Библии короля Якова (1611). Выставка Археология Спасения: образ Христа в XV–XVI веках в Художественном музее Базеля, приуроченная к 500-летию издания, включает в себя 100 произведений (живопись, миниатюры). Они подобраны с учетом того, что сам Эразм как остававшийся верным католичеству ученый-теолог относился крайне настороженно к вольным, с его точки зрения, изображениям Спасителя. Тем не менее это ярчайшие свидетельства религиозной жизни 500-летней давности, как, например, хранящееся в Базеле одно из самых ранних изображений видения младенца Христа пастухом Херманном Лайхтом. На месте этого чудесного явления близ города Бад-Штаффельштайн (Германия) в 1445 году возникла паломническая часовня, а позже — существующая и ныне знаменитая базилика Четырнадцати святых в стиле рококо.

Из музейных запасников по случаю выставки извлекли и другие крайне редко выставляемые изображения Христа времен Эразма. А отдельные отсутствующие в базельском музее темы, как Святое семейство или лик Спасителя, чудом проступивший на ткани, восполнили экспонаты из частных коллекций и музеев Германии и Нидерландов. Но хит выставки — Мертвый Христос в гробу (1521–1522) Ганса Гольбейна Младшего из собрания Художественного музея. Этот шокирующий своим натурализмом образ Спасителя обязан своим появлением стремлению художников того времени к достоверности, по подходу близким археологии. И хотя как наука она возникла гораздо позже, но название выставке дала по праву. 

Художественный музей
Археология Спасения: образ Христа в XV–XVI веках
До 8 января 2017

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+