Эзотерические трансформеры Элия Белютина

Вера Преображенская. Красный стан. 1960. Бумага, акварель
Вера Преображенская. Красный стан. 1960. Бумага, акварель

Выставка Студия «Новая реальность». 1958–1991, организованная Московским музеем современного искусства и Фондом русского абстрактного искусства, преследует цель разобраться в феномене деятельности студии Элия Белютина (1925–2012) — человека нестандартного мышления, не столько преподавателя, сколько сталкера по лабиринтам теории и истории искусства, стремившегося психологическим воздействием помочь своим подопечным раскрыться в творчестве. Белютин был не единственным гуру в «другом искусстве». Но в отличие от остальных, он имел официальный статус — преподаватель на курсах повышения квалификации промграфиков. Несколько раз студийная компания человек в 200 выезжала теплоходами по Волге на пленэры. Позднее, после хрущевского погрома «абстракцистов» в Манеже в 1962-м, собирались на даче Белютина в Абрамцеве. Над «теорией всеобщей контактности», которую наставник все время сочинял, да так и не свел воедино, сейчас гадают и физики, и эзотерики. Известно, что это была система кодов, неких зашифрованных эмоциональных переживаний. Практическое ее применение напоминало коан — абсурдную задачу, принятую в дзен-буддизме (в 1960-е им как раз начали у нас увлекаться), решение которой высвобождало сознание. Вместо дзенских хлопков одной ладонью Белютин предлагал, например, рисовать левой рукой, не глядя на бумагу, или писать черное и его оттенки одной красной краской. Видимо, Элий Михайлович что-то слышал про восточные духовные практики, может быть, что-то знал о современном западном искусстве, например о группе COBRA (работы студийцев похожи на ее опусы рубежа 1940–1950-х). Из «касты избранных», как себя называли ученики Белютина, на выставке будут работы Люциана Грибкова, Вячеслава Зубарева, Веры Преображенской, Тамары Тер-Гевондян. В заметках последней есть ода, посвященная студийцем Леонидом Рабичевым своему наставнику: «Мечтатель или гений злой, / Мужчина с длинными ногами. / Откуда взял ты метод свой?/ И как возвысился над нами?» Об этом хотелось бы узнать на выставке.

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
4
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+